
Верующие люди, принимающие активное участие в политической жизни стран СНГ, все больше и больше пытаются вызвать чувство вины у тех христиан, своих собратьев, кто стоит в стороне.
Непрерывно звучат слова о том, что мы должны участвовать в политике, мы должны занимать руководящие посты, мы должны «штурмовать небо молитвами», мы должны захватить СМИ, внедриться в круги бизнес-структур и т. д. и т. п. Парадокс, но я совершенно не нахожу этого в Писаниях! Все, что от нас требуется, это быть светом и солью, куда бы судьба нас ни забросила.
Вопрос не в том, кем ты работаешь, а в том, кем являешься. Преобразование общества должно происходить во всех сферах этого общества, в том числе и в эшелонах власти. Но не церковь, стоящая у власти, преобразует общество, а церковь, как часть общества, может влиять на общество. Ибо настоящее преобразование происходит не через закон, а через мораль. Закон исполняет функцию ограничения, а благодать и личный пример вдохновляют к подражанию. Получается все наоборот: вместо того чтобы работать над собой, многие христиане бросились работать над другими.
«…я, стоя на краю гроба, не могу молчать. <…> Поймите это, особенно вы, молодежь, поколение будущего, перестаньте, как это делают теперь большинство из вас, искать этого воображаемого счастья в составлении блага народа посредством участия в управлении, в суде… перестаньте участвовать в разных организациях, имеющих целью будто бы благо народных масс, а ищите одного того, что всегда одно нужно всякому человеку, что всегда доступно всякому, что дает наибольшее благо ему самому и вернее всего служит благу его ближних».
«Во имя сохранения и укрепления или изменения и улучшения общественного устройства люди, обращая все свои силы на воздействие на других людей, этим самым лишают себя той деятельности внутреннего совершенствования, которая одна может содействовать изменению устройства всего общества» (Толстой, 2-го июля 1908 года, Ясная Поляна).
Лев Николаевич Толстой с отцовской заботой пытается достучаться до сознания своего поколения о том, что не надо ничего и никого менять, кроме самих себя! Не надо ни к кому предъявлять претензий, кроме как к себе!
Что с нами происходит? Разве не понятно, что от перестановки слагаемых сумма не меняется? Я видел интересную карикатуру. За кафедрой ООН стоит спикер и спрашивает толпу: «Кто хочет изменений?» В ответ лес рук. Он задает другой вопрос: «Кто хочет измениться?» В ответ тишина. Церковь первой должна понять, что государству без ее примера любви и целомудрия сложно управлять массами.
«Наше правление безоружно перед человеческими страстями, необузданными религией и моралью» (Джон Адамс второй президент США).
— А. Шевченко (из новой книги «Церковь и гражданское общество»)