
«Что Вы делали на прошлых выходных?» – спрашивает веселый работник офиса поколения Миллениума у Мэй, представителя службы поддержки.
«Я помогала отцу, у него рассеянный склероз, а затем занималась каякингом», – ответила Мэй, которую играет Эмма Уотсон.
«Вы должны были сообщить об этом нам. В нашем кампусе есть четыре группы поддержки для людей с рассеянным склерозом, две из которых для детей этих людей. И среди нас многие занимаются каякингом. Вам следует присоединиться к одной из каякинговых групп», – ответил сотрудник.
Мэй отвела взгляд, чувствуя дискомфорт от услышанного, хоть это и было сказано с позитивной ноткой в голосе…
Это один из наилучших эпизодов фильма «Сфера» – антиутопического триллера об организации по разработке программного обеспечения в духе Apple, Google и Facebook, которая начинает слишком агрессивно вторгаться в жизнь своих пользователей.
Фильм снят по сюжету романа Дэйва Эггерса, писателя, который был номинирован на Пулитцеровскую премию. В главных ролях: Том Хэнкс, комедийный актёр Паттон Освальт, Джон Бойега (ставший знаменитым благодаря фильму «Звездные войны: Пробуждение силы») и Билл Пэкстон (финальная роль).
Но есть одна проблема: этот состав с первоклассными актёрами кажется таким же скучающим, как и зрители, смотрящие скучное представление. Однако «Сфера» поднимает некоторые актуальные вопросы, которые могут иметь отношение к церквам в той же степени, что и к смартфонам в наших карманах.
ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ – УЖАСНЫЙ СЮЖЕТ
Самый печальный момент «Сферы» не в том, что это плохой фильм, но в том, что это мог бы быть хороший фильм.
Если вы не успели посмотреть премьеру, то дождитесь его выхода на Redbox. Если вам кажется, что вы обязаны посмотреть его в кинотеатре, то посмотрите первых 30 минут, а потом можете перейти в другой кинотеатр и посмотреть другой фильм. Действительно, вторая и третья часть запутанные и просто откровенно плохи.
«Сфера» действительно задает затрагивает важные вопросы. Прошлой осенью «Сноуден» поднимал некоторые из них, но «Сфера» вероятнее всего достигнет большего количества зрителей, благодаря тому, что в этом фильме снимались Том Хэнкс и настоящая Бэлль из «Красавицы и чудовища».
Ядро сюжета сводится к идее о том, что американцы добровольно обменивают личную жизнь информационно-технологическим компаниям взамен на удобства. Это правда, которая настораживает.
Это вас тревожит? Может ваше подавленное состояние связано с тем, что Конгресс проголосовал за разрешение интернет-провайдерам продавать все ваши действия в интернете?
Возможно, наиболее озадачивает то, как американцы открыто обесценивают возвращение к личному пространству на неделю-две, после чего возвращаются к обычному пользованию фейсбуком и приложениями.
Прошлой осенью Verizon объявил о намерениях интегрировать ваши привычки использования мобильного телефона с вашим фактическим адресом, типом девайса и интернет-историей в один профайл, который будет продаваться другим компаниям. Пока это еще нелегально… но тревожит то, что Facebook и Google развиваются с угрожающей скоростью и опасной тенденцией, которая однажды может иметь негативные последствия как для свободы вероисповедания, так и для свободы слова.
МАНИПУЛЯЦИЯ И КОНТРОЛЬ
Вместе с основным сюжетом для христиан преподносится параллельное послание.
Возможно, «Сфера» и плохой фильм, но он предоставляет реальную картину того, как некоторые церкви превращаются во что-то вроде культов. Когда сотрудники Эммы Уотсон симулируют беспокойство в вышеупомянутой сцене, то это – самая что ни на есть хитрая версия манипуляции, преподнесенная как что-то положительное. В действительности же здесь речь идет только о контроле.
«Сфера» задает вопрос о том, что случится, если корпорация возьмет контроль над жизнями всех своих работников.
Выдуманная компания хочет контролировать даже нерабочее время и общественную жизнь членов команды «Сфера». Все это выглядит немного глуповато, поскольку ни одна крупная технологическая компания никогда не обвинялась в таком поведении, даже отдаленно похожем на это.
Но есть одно место, где людьми манипулируют и принуждают действовать как узкая группа, которой свойственно свое приемлемое поведение – характерно для нездоровых христианских групп.
АНАЛОГИЯ ДЛЯ ЦЕРКВИ?
Примеры экстремального контроля над членами церквей, похоже, растут. В 2015 году Карен Хинкли и церковь «Виллидж», дом Мэтта Чендлера, популярного пастора, автора и президента сети церквей «Деяния 29», стали центром раскалённых споров.
Хинкли хотела развестись со своим мужем Джоэлем, бывшим миссионером, которого уволили за просмотр детской порнографии. Лидеры церкви «Виллидж» сказали Карен, что ей следовало посоветоваться с ними прежде, чем заполнять бумаги.
Лидеры церкви «Виллидж» процитировали политику членского соглашения и сообщили Карен, что по церковному порядку она не может выйти из членства. Карен попросила церковь «Виллидж» «в будущем воздержаться от любого рода общения от моего имени с моими друзьями, родственниками и сторонникам», что было проигнорировано лидерами в течении последующих недель.
Нет никаких доказательств того, что Чендлер знал об этих событиях. В мае 2015 года Чендлер извинился во время проповеди, не упоминая Хинкли по имени, и признал, что поведение лидера по отношению к Хинкли перешло черту от консультирования до контроля. Позже она сказала, что простила церковных лидеров.
По сравнению с некоторыми случаями проявления культов в христианстве, Хинкли легко отделалась, так как ей был нанесен только эмоциональный и психологический ущерб.
В 2012 году скончался бывший интерн Международного молитвенного дома Бетани Дитон. Очевидное самоубийство, которое впоследствии расследовалось как возможное убийство, так и не было доведено до суда. Тем не менее, нет никаких сомнений, что так или иначе смерть Бетани была результатом участия в изучении Библии в Юго-западном университете, которое проводил ее муж Тайлер Дитон.
То, что начиналось как простое время молитвы и Писания превратилось во что-то гораздо более мрачное. В течение нескольких лет Тайлер занимался управлением финансами и житейскими вопросами нескольких членов группы. Группа «изучения Библии» жила вместе, их заработная плата стала общей, и они должны были посещать каждую неделю по несколько мероприятий.
Заприметив даже самый маленький шаг в сторону, Тайлер начинал обвинять члена группы в том, что тот одержим бесами. Как лидер группы, Тайлер регулярно требовал от ее членов делать разные вещи – начиная от воздержания от прослушивания музыки до разрыва романтических отношений, избегания друзей и родственников.
Чрезмерный контроль закончился только после смерти жены Тайлера, Бетани. Майка Мур, член группы, сначала признался в убийстве Бетани по просьбе Тайлера, чтобы Бетани не стала публично заявлять о сексуальных принуждениях в группе, но впоследствии был оправдан. Международный молитвенный дом сказал, что церковь не знала об опасном и контролирующем поведении Тайлера.
Это всего лишь две истории, которые привлекли внимание национальных средств массовой информации.
ОТ ЦЕРКВИ – ДО КУЛЬТА
Тем не менее, в христианстве есть множество историй о жестоких разочарованиях и разорениях от инцидентов, когда лидер перешел черту от советника и пастыря до эксперта с манипуляций за деньги, секс или просто стремление быть в курсе всех аспектов жизни других людей.
«Сфера» возможно и плохой фильм, но он служит отличной аллегорией того, как действуют христианские служения или религиозные группы, когда они превращаются в культы.
Если есть какое-то компенсирующее достоинство «Сферы», то это то, что он воодушевляет христиан задаться вопросом: кто стремится отслеживать и контролировать нас, независимо от того, является ли преступник нездоровым духовным лидером или огромной корпорацией?
Источник: Сэт Тауер Херд, ведущий Neighbors Again RelevantMagazine
Перевод: Виктория Ширченко \ Emmanuil.tv