
Сегодня уже сложно представить современное общество без интернета. В сети мы покупаем одежду, продукты, заказываем путешествия и даже путешествуем, знакомимся с людьми и строим отношения, решаем банковские вопросы, и даже можем получить онлайн-совет врача или юриста. Но возможна ли полноценная интернет-церковь? Есть ли уже такое понятие и как к этому относиться? Мы собрали мнения.
Христианам необходимо максимально использовать все технические новинки и возможности для проповеди Евангелия
Рик Реннер, пастор московской церкви ХВЕ «Благая весть», сказал в связи с открытием интернет-церкви «Благая весть онлайн»:
Мы уже более пяти лет особенно активно развиваем служение через интернет. Ранее был запущен портал Amencafe.ru, мы начали трансляции моей домашней группы, в прошлом году мы серьезно усовершенствовали и переработали церковный сайт, а теперь следующий шаг — «Благая весть онлайн». Сегодня мы видим, как все больше информации и коммуникаций переносится в интернет-пространство и христианам необходимо максимально использовать все технические новинки и возможности для проповеди Евангелия».
Тем не менее, на сайте отметили, что «Благая весть онлайн» не может полностью заменить поместную церковь: «В связи с удаленностью мы не можем осуществлять для Вас такие важные церковные таинства, как водное крещение и причастие, а также венчание, молитву с возложение рук и другие важные элементы в жизни верующих. По этим причинам, а также из-за того, что каждому христианину необходима подотчетность, служение другим верующим и применение духовных даров, мы считаем, что Вам необходима хорошая поместная церковь».
Духовные законы предполагают общение устами к устам, глаза в глаза
Протоиерей Андрей Ткачев, клирик храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке (Московская епархия):
Мне кажется, это какое-то заболевание, связанное с общим заболеванием человечества. Технические средства никак не изменяют духовных законов. Духовные законы предполагают общение устами к устам с проповедником или духовником, чтение слова Божиего, участие в молитве. Возжигание свечки перед священными образами, но никак не перед монитором, не перед экраном и не на экране. Это уже не опасность, это болезнь. Опасность – это когда раньше, болезнь – это когда позже. Смешение возможного и невозможного, позволительного и непозволительного. Это заболевание.
Пастор церкви «Новая жизнь» и президент христианского спутникового телеканала CNL в городе Алматы, Казахстан Максим Максимов; лютеранский священник и экуменист из Риги, Латвия Павел Левушкан; блогер, колумнист, руководитель проекта «Академия блогословия» Николай Малуха; пастор, религиовед Денис Подорожный в рамках программы «Свет под Лампой» обсуждают вопрос виртуальной церкви.
Тело Христово – это великая и славная реальность, а не виртуальность
Андрей Блинков, пресвитер в церкви «Святой Троицы» в Химках и в Москве, доктор христианского служения от Asbury Theological Seminary, преподаватель в Московской Семинарии Евангельских Христиан и в Учебном Центре «Благая Весть», рассказал из кого состоит паства реальных современных интернет-церквей.
— Начнем с позитива и представим себе такую ситуацию. Человек услышал Евангелие и уверовал в Господа, живя в российской деревне. Ближайшая евангельская церковь находится в 150-200 км. Уровень жизни, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Личного транспорта нет и не предвидится, а на общественном съездить в церковь и вернуться обратно – настоящий подвиг веры. Можно ли в таком случае рассматривать интернет-церковь как временный вариант общинной жизни? Я считаю, что можно.
— Однако, из кого состоит паства реальных современных интернет-церквей? Полагаю, что на 95-99% из бывших членов церквей, у которых как раз транспортных проблем нет, зато есть проблемы иного рода. Чаще всего это человеческий фактор и обиды. Обиды на пастора, служителей или членов церкви. Решить эти проблемы, как правило, можно, но такой путь требует смирения, терпения, готовности прощать и желания изменяться.
— Есть еще одна категория людей. Это те, которые за грехи, несовместимые со званием члена церкви, были поставлены на замечание или отлучены. Что им делать? Каяться, выходить во свет, освобождаться и возвращаться в Тело Христово. Интернет-церковь предлагает очень дешевую альтернативу. Там лишних вопросов, как правило, не задают. Получи логин и пароль, не забывай про пожертвования, и ты уже член «вселенской виртуальной церкви». Только похоже, что Христос и спасение для таких людей очень скоро тоже могут стать виртуальными.
Я радикально не отбрасываю идею интернет-церкви, но считаю, что она является альтернативой только в исключительных случаях, подобных описанному вначале. Но и тогда это временная мера. Если живой и активный ученик Христа живет в деревне, рано или поздно, уверуют и другие люди, которые смогут составить костяк церкви в этом населенном пункте. Тело Христово – это великая и славная реальность, а не виртуальность!
Задача не подменять реальную церковь, а привлечь людей к богослужению в реальной жизни
Бобби Грюневальд, инновационный лидер онлайн-церкви LifeChurch.tv, на собственном примере объяснил:
Задача LifeChurch.tv — не подменять реальную церковь, а привлечь людей к богослужению в реальной жизни, что зачастую и происходит. Но некоторые посетители живут в странах, или условиях, где посещение храма невозможно, и онлайн-молитва — единственный шанс для них быть частью христианской общины.
Не может быть виртуальной молитвы.
Протоиерей Александр Авдюгин, настоятель храма-часовни святых Богоотец Иоакима и Анны в честь погибших шахтеров г. Ровеньки Луганской области:
Не может быть виртуальной исповеди. Не может быть виртуальной молитвы. И не может быть виртуальных часовен. В любом случае в эту виртуальность вмешается лукавый. И он больше навредит, чем даст пользы. Личное обращение к священнику через социальные сети – это вполне нормально. А создание подобных, я даже не знаю… Это не Церковь. Нужно, чтобы глаза в глаза. Знание друг друга. Другие варианты для меня исключены.
Программ «Два портфеля» Виртуальная церковь.
Колонки — InVictory