Кто такие мормоны и как они относятся к Библии и христианству

26 марта 1830 года была издана Книга Мормона, а 27 марта 1836 года в штате Огайо был открыт первый храм мормонов.

Мормонизм возник еще в первой половине 19-го столетия в США, и, хотя мормоны считают себя христианами, часто с восторгом говорят о Христе и широко пользуются христианской терминологией, их учение настолько далеко отошло от апостольской веры, что его надо считать новой религией. В настоящее время оно сосредоточилось в двух ветвях: «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (с центром в Солт-Лейк-Сити, в штате Юта) и «Реорганизованная церковь святых последних дней» (с центром в Индепенденс штата Миссури).

Учение мормонов построено на внебиблейском откровении. Джозеф Смит, основатель учения, назвал З способа, которыми Бог говорил с ним, как ни с кем из живущих: видения, пророчество, дар и могущество истолкования. Все это привело к небиблейским откровениям в «Книге Мормона», «Учение и Заветы» («Doctrine and Covenants») и «Драгоценная жемчужина» («Рeaгl of Gгeat Price»), а также в «Богодухновенном переводе» Библии и учебнике «Основы Евангелия». Эти книги вместе с Библией короля Якова являются «образцовыми трудами» церкви мормонов.

Библия — истина?

Священное Писание — имеет законченный вид в том смысле, что никакие новые откровения и «видения» не смеют быть добавлены к нему. Для мормонов же Библия – не вполне законченный и убедительный источник веры. Они допускают чтение Евангелия для ознакомления с жизнью и учением Иисуса Христа. Однако для более глубокого познания веры они отдают преимущество своим «священным писаниям»: «Книге Мормона», «Драгоценной жемчужине», «Доктринам и заветам» и другим. Кроме того, они продолжают пополнять свое учение все новыми «откровениями». 

Четвертый параграф Символа веры мормонов гласит: «Мы верим в Библию как в Слово Божие, только если она верно переведена» (Драгоценная жемчужина, стр. 60). Орсон Пратт — один из первых апостолов мормонов сказал так: «Кто может знать, есть ли хоть один. стих в Библии, который не был исковеркан и содержит первоначальный смысл?» (Работы Орсона Пратта, Orson Pratt’s Works, 1891, стр. 218). Это общее недоверие к Библии привело к увеличению доверия к другим священным книгам их церкви. Джозеф Смит пытался исправить ошибки Библии, переводя ее с помощью «дара и могущества Бога». Смит начал свою работу над Библией весной 1831 года. 2 июля 1833 года перевод был завершен, но он не был напечатан до 1876 года. Церковь мормонов в штате Юта отказывалась признать законченную Смитом работу вплоть до 1984 года, когда части ее были включены в постраничный комментарий Библии короля Якова.

Джон Д. Наттинг сравнил еврейскую и греческую рукописи с версией Смита. Он обнаружил, что изменения, внесенные Смитом в Библию, не опираются ни на рукописи Ветхого, ни на рукописи Нового Заветов. Смит не знал языков, на которых была написана Библия и не обладал достаточной квалификацией для ее перевода.

Официально представители церкви Иисуса Христа святых последних дней признают авторитет Библии и называют Книгу Мормона дополнением к ней: «Книга Мормона – это слово Божье, как и Библия. Это – Священное Писание, по форме и содержанию подобное Библии. Обе книги содержат как руководство Бога, явленное Пророкам, так и духовные истории различных цивилизаций». Но так ли это в действительности?

Что не так с книгой Мормона?

Святые последних дней (СПД) отводят очень важное место Книге Мормона, их основному добавлению к Писанию. 28 ноября 1841 года Иосиф (Джозеф) Смит сделал следующее заявление: «Я сказал братьям, что Книга Мормона – самая правильная книга на земле, и что, следуя ее предписаниям, человек приблизится к Богу больше, чем при помощи любой другой книги».

В 1823 г. по указанию «небесного посланника» по имени Морони Джозеф Смит нашел около холма в штате Нью-Йорк золотые пластины, содержавшие светскую и духовную историю древних цивилизаций Американского континента. Четыре года спустя он объявил, что получил разрешение перевести найденные им золотые пластины с «новоегипетского» на английский язык, пользуясь помощью данных ему чудесных инструментов «Урима и Туммима». Смит назвал свой перевод именем одного из действующих лиц книги и выпустил в свет под названием «Книга Мормона», откуда и получила название религия.

Существует версия, по которой Смит создал свою «Книгу Мормона» на основании фантастического романа. Около 1812 г. американский писатель, бывший баптистский проповедник Соломон Сполдинг (Solomon Spaulding) написал фантастический роман «Найденная рукопись». Роман повествует о путешествии утерянного израильского племени, попавшего якобы в Америку и поселившегося здесь. Со временем это племя пришло в упадок, а потом возродилось в виде нынешних индейцев американского континента. Хотя Сполдинг свой роман не издал, однако его родственники и друзья читали его. Один из списков романа попал в руки баптистского проповедника Сиднея Ригдона, а от него – Джозефу Смиту, жившему в штате Огайо. Смит в 1830 г. опубликовал этот роман в переработанном виде под названием «Книга Мормона» и выдал его за священное писание древних американцев. Друзья Сполдинга, знакомые с подлинником, обвинили Смита в плагиате. Тогда сторонники Смита выкрали оригинал рукописи и уничтожили его.

Пользуясь этим украденным романом, как «священным писанием», Смит начал пополнять его новыми «откровениями» от духов, которых именовал «небесными посланниками». Считая, что первоначальная Церковь давно исчезла и не существует, Смит объявил себя пророком восстановленной им церкви, из своих сторонников он создал иерархию, «апостолов», а свою «Книгу Мормона» объявил божественным откровением.

По утверждению Д. Смита пластины были написаны на «реформированном» египетском языке, который неизвестен науке. А «перевод» с книги производился весьма сомнительным способом: Смит клал «магический камень» в свою шляпу, накрывал ей лицо и потом «читал» оригинал.

Профессор Чарльз Энтон, известный языковед, сделал следующее замечание относительно «реформированных египетских» иероглифов Джозефа Смита: «Даже очень краткое исследование убедило меня, что это всего лишь надувательство, и притом очень нескладное».

В то время как правильность перевода Библии подтверждается целой армией языковедов и библеистов, правильность «Книгы Мормона», которую Смит выдал за богооткровенную, невозможно установить – не существует ни оригинальных золотых пластин, ни следов существования когда-либо «реформированного египетского языка». Зато возникает вопрос: если «Книга Мормона» имеет двухтысячную давность, то как могли попасть в нее богословские, социальные и политические темы, характерные именно для американского общества начала 19-го века? Кроме того, в «Книге Мормона» 27 тысяч слов и дословных вставок из английского перевода Библии короля Джеймса. При этом она содержит даже некоторые неточности этого перевода. Опять же как могли попасть в нее столь многочисленные вставки из сравнительно недавнего английского перевода?

Но главнейшая проблема для мормонов, которую они стараются обойти, это археология и генетика. Все упомянутые в «Книге Мормона» города, лица, животные, ткани, металлы, войны, цари, места – не находят археологического подтверждения.

«Основы Евангелия», которые могут завести не туда, куда надо

Многие мормоны настаивают на том, что их учение можно найти исключительно в четырех «образцовых трудах»: Библии, Книге Мормона, Учении и Заветах и Драгоценной Жемчужине – однако на стр. 56 учебника «Основы Евангелия» сказано: «Кроме этих четырех книг священного писания, вдохновленные слова наших живущих пророков тоже становятся для нас священным писанием. Мы слышим их слова на конференциях, читаем их в церковных журналах и других церковных изданиях, и получаем их в виде наставлений от своих местных руководителей священства». 

Поскольку учебник «Основы Евангелия» является церковным изданием, логично предположить, что он достоверно излагает учение СПД, а именно:

1. На стр. 15 ясно говорится, что Иисус и Люцифер, по учению СПД, являются духовными братьями. На этой странице речь идет о том, что человечество нуждается в прощении грехов: «Двое из наших братьев предложили свою помощь. Наш старший брат, Иисус Христос, имя которого было тогда Иегова, сказал: «Вот Я, пошли Меня»… Сатана, которого звали Люцифер, тоже явился и сказал: «Вот я! Пошли меня, и я буду сыном Твоим и искуплю все человечество, так что не пропадет ни одна душа, и я верно сделаю это. И поэтому, дай мне славу Твою!».

Это учение грубо противоречит таким библейским стихам, как Ин.1:1-3; Кол.1:16 и Евр.1:2, где говорится, что Иисусом было сотворено все, включая и Люцифера.

2. Христианство учит, что Дух Святой вездесущ, но на стр. 36 «Основ Евангелия» утверждается, что Святой Дух «в данное время может находиться только в одном месте, но Его влияние в то же самое время может быть везде».

3. Христиане всегда видели в Голгофском кресте место, где Господь искупил грехи людей. Крест всегда был символом страданий и позора. Павел ясно показал, что именно проповедь креста казалась глупостью погибающим. Однако руководители мормонов говорят, что искупление произошло в Гефсиманском саду. На стр. 60 «Основ Евангелия» мы читаем: «В саду Гефсиманском Христос искупил грехи всего человечества».

4. О возвышении или достижении божественности в «Основах Евангелия» также идет речь. На стр. 324 сказано: «Возвышение есть жизнь вечная – жизнь, какую ведет Бог. Он совершенен и обладает всем знанием и всей мудростью. Он – Отец духовных детей и Творец. Мы можем стать Богами, подобно Отцу нашему Небесному. Это и есть возвышение».

Это лишь краткий обзор основных противоречий для общего понимания и размышлений.

И все же, следует отметить, что ограничивать истину рамками образцовых трудов непоследовательно ввиду ряда серьезных обстоятельств:

1. Большинство откровений, полученных пророками СПД, так и не вошло в состав образцовых трудов.

2. Однажды канонизированные учения впоследствии пересматривались. Например, 101-й раздел «Учения и Заветов» (УиЗ) издания 1835 года запрещал многоженство. В 1876 году этот раздел был изъят, а вместо него появился раздел 132, одобряющий многожество.

3. Образцовыми трудами как «эталоном» пренебрегли, по меньшей мере, дважды, чтобы внести коррективы в богословие церкви. Это произошло в 1890 году в связи с отменой многоженства (раздел 132) и в 1978 году в связи со снятием запрета на рукоположение чернокожих в священство.

4. Новые руководители отменяли учения, уже вошедшие в канон. Например, в «УиЗ» издания 1835 года входили «Уроки веры», однако в 1924 году этот раздел был исключен

Если не «образцовые труды», тогда за чем признается авторитет? Или за кем? Живой пророк является самой важной фигурой у современных мормонов. 26 февраля 1980 года в своей речи в университете им. Бригама Юнга Эзра Тафт Бенсон (1889-1994), 13-ый президент СПД, сказал, что – «живой пророк для нас важнее, чем образцовые труды». И это не является чем-то необычным для мормонов. В 1945 году журнал мормонов писал следующее: «Когда говорят наши руководители, размышления уже не требуются. Когда они предлагают план — это Божий план. Когда они указывают путь, то другого безопасного пути быть не может. Когда они указывают направление, должен быть положен конец разногласиям» («Improvement Ега» (Эра улучшения), июнь 1945 г., стр.354).

Программа «Мировое влияние», тема «Разоблачение мормонизма»


Колонки — InVictory

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.