
Ну, наконец-то, спустя долгие годы обучения, молитвы и предвкушения, вы получили призыв от своей первой церкви. Вы вне себя от счастья, и готовы потрудиться на славу. Они народ Божий, и Он милостиво разрешил вам служить им в качестве пастора. У вас так много идей, как сделать из них ещё более крепкую, подкованную во всех доктринах, церковь, где в центре только Христос.
Проходит три года. После серии анонимных писем, нескольких серьёзных конфликтов с дьяконами и деловыми встречами в накалённой атмосфере, вас снимают с должности, о которой вы так мечтали.
Что же произошло? Что бы вы сейчас сделали по-другому? Возможно ли было избежать такого исхода?
Несомненно, бывают такие церкви, где полным-полно не раскаявшихся людей, которые бы не вняли и самому Апостолу Павлу. Некоторые церкви не хотят подчиняться руководству пастора, каким бы духовным и талантливым он ни был. Однако чаще всего конфликты зарождаются из-за ошибок пастора по неопытности – неверные движения, которые совершает новоиспечённый пастор в попытке усидеть на двух стульях: идеале и реальности.
Посмотрим на 5 самых распространённых ошибок по неопытности среди пасторов, которые я подметил.
1. Завышенные ожидания от церкви.
Каждый пастор приходит в церковь с чувством долга расставить всё по местам, согласно его пониманию библейских принципов. Он даже и не зашёл ещё внутрь церкви, а уже подготовил план действий, который приведёт его церковь «куда надо». Цели могут быть прекрасней одна другой, но община сразу чувствует себя при этом как пешки в руке игрока. Что бы это ни было – желание обучить их доктринам или переделать порядок богослужения, люди в церкви, пригласившие его, расценивают его действия исключительно как «давайте-ка я вам, бедненькие мои, расскажу как что делать, а то вы всё тут делали неправильно».
Пастор может быть и прав; прав, но не у дел.
Лучшая стратегия для начинающего пастора – снизить планку по отношению к пастве, и поднять её по отношению к себе. Вместо того, чтобы составлять список дел для церкви, составьте список дел для себя. Акцент нужно сделать на качественном проповедовании, любви к своим прихожанам, визиты на дом и на работу, гостеприимство со своей стороны. Люди гораздо охотнее пойдут вслед за лидером, который много трудится и любит их. Доверие строится постепенно, не пытайтесь на чём-то сэкономить время и силы, идите, как полагается и сколько потребуется.
2. Непонимание уникальной культуры церкви.
Как и в семьях, в церквях есть своя собственная уникальная культура, состоящая из особых предпочтений, традиций, речевых оборотов и способов мышления, которые сложились в ней издавна по историческим, социальным и теологическим причинам. Игнорировать их – поставить себя в глупое, а то и опасное положение. То, что вам кажется банальным или надуманным, может оказаться тщательно соблюдаемой традицией или богословской основой, за которую держатся все члены общины, позвавшие вас и принявшие на работу.
Даже самые безобидные камешки в огород церковной культуры создадут атмосферу антипатии среди некоторых, и потом они не поддержат пастора, когда встанет действительно важный вопрос о следовании Библейским принципам.
3. Применение пасторской власти, не имея пасторского авторитета.
У пастора есть ровно столько власти, сколько ему уделила церковь. И, хотя Писание ясно наделяет старейшину властью руководить и учить (Евр. 13:17), он может либо способствовать, либо препятствовать прихожанам с радостью следовать за ним. Пастор, который постоянно напоминает своей пастве, кто в доме хозяин, уже потерял авторитет в их глазах.
Власть может быть дана одновременно со вступлением в должность, но удержать её можно только путём взаимного уважения и любви между пастором и членами его церкви. Авторитет приходит, когда пастор переживает все события жизни своих прихожан вместе и рядом с ними, когда он делит с ними и радость, и горе, празднует победы, свадьбы, и испытывает скорбь от неудач и потери близких, приходит в гости, навещает в больницах, ходит на общественные мероприятия церкви, и, особенно, верно проповедует слово Божье.
Пасторы, которые пытаются получить дивиденды в виде всеобщего признания, не постаравшись сначала повысить свой авторитет в глазах прихожан, сразу почувствуют дефицит власти.
4. Подмена библейских истин личными предпочтениями.
Если пастор настаивает на своих предпочтениях и выдаёт их за библейские истины, то он точно потеряет доверие прихожан и влияние на них. Прихожане ведь тоже исполнены Святого Духа, тоже читают Библию, и обычно понимают разницу между двумя. Ну, а если пастор будет подгонять Писание под свои эгоистичные требования, то впоследствии также станут делать и прихожане.
Мудрый пастор будет всегда называть вещи своими именами, честно указывая церкви на те принципы, которые исходят из Писания, и те, которые он предпочитает по своему духовному вкусу.
5. Проявление страха или гнева в общении с оппозицией.
Иногда пастору очень обидно за то, как к нему относятся в церкви, и человек начинает потихоньку закипать. Главное, не дать этим чувствам выйти наружу. Гнев порождает гнев, а спокойствие в ответ на обидное замечание или речь оппозиции – это важнейший элемент при руководстве. Самоконтроль = контроль над ситуацией.
Точно также, если пастор выдаёт свой страх, когда кто-то выступает против него или не подчиняется его руководству, то акулы почуют свежую кровь, и начнётся пир на весь мир. Страх противоречит доверию. Пастырь, который и бровью не поведёт в момент атаки или обвинения, заработает больше очков в пользу доверия со стороны своей паствы.
Каждый пастор рано или поздно столкнётся с трудностями и кризисом, независимо от его темперамента или опыта. Задача в том, чтобы применять благочестивую мудрость, искреннее смирение, и руководить, служа людям, так, чтобы его действия улучшили ситуацию, а не ухудшили её.
Автор: Гершаэль Йорк (Hershael York)
Перевод: Христиане