
Макар Данилович Путиков, который в 1914 году выезжал вместе с семьей из родного белорусского села в далекую российскую Сибирь, и представить не мог, чем для него и его родственников закончится этот переезд.
32-летний белорусский крестьянин из деревни Химы Бобруйского уезда Минской губернии польстился обещаниями российской власти о знаменитой новой земле и вместе с женой Марфой Александровной и пятью детьми — Христиной, Мариной, Николаем, Алексеем и Митрофаном направился в далекую Сибирь. Поселился он Баитовских хуторах на территории современной Тюменской области.
Жизнь текла своим чередом, Макар Путиков продолжал заниматься земледелием, рождались новые дети: в 1915 году — Василий, 1918-м — Фекла, 1921-м — Мария, 1923-м — Петр, 1925-м — Наталья. И все бы ничего, если бы к власти в России не пришли большевики, которые постановили «забыть имя Бога» в СССР. Пик атеистических репрессий пришелся на 1932-1937 годы, так как именно на 1 мая 1937 года был запланирован торжественный триумф «безбожной пятилетки».
И именно в это время, в апреле 1935 года, Макар Путиков стал церковным сторожем в соседнем селе Велижаны. Крещенный 31 января 1882 года в белорусских Павловичах, он и на чужбине оставался верным православной вере. Это советская безбожная советская машина не простила. 27 марта 1937 года сторож церкви был арестован. Ему были предъявлены обвинения по статье 58 пункт 10 Уголовного кодекса РСФСР в том, что «вел контрреволюционную агитацию против колхозов, восхвалял единоличную жизнь, распространял пораженческую агитацию, высказывал угрозы терхарактара в отношении сельского актива». «Возглавлял церковную раду, устраивал незаконные сборы денежных средств среди населения на ремонт церкви», — говорится в его деле.
И вот за слова и сбор денег на ремонт церкви 5 сентября 1937 года тройкой НКВД по Омской области Макару Путикову был вынесен приговор — расстрелять. Исполнен он был через три дня в Тюмени.
Пока он находился в тюрьме, была арестована его старшая дочь — 34-летняя Христина Путикова, которая вслед за отцом работала уборщицей и сторожем в Велижанской церкви. За ней пришли 30 июля 1937 года. 10 октября она была признана виновной в том, что «являясь активным членом контрреволюционной повстанческой организации, выполняла приказы руководителя контрреволюционной организации. Выражала среди церковного актива свое недовольство существующим строем, ожидая при этом смену советской власти. Выражала пораженческие настроения». Приговор такой же как и в отношении отца — расстрел. Приведен в исполнение он был 14 октября также в Тюмени.
В материалах ФСБ места захоронений Путиковых необозначены, но по документам массовые захоронения в Тюмени проводились во восточной части Текутьевского кладбища, которое до настоящего времени не сохранилось, попав в зону промышленной застройки; а также в западной части Затюменского кладбища (район асфальтового завода).
Между тем через 22 года после расстрела — 11 июля 1959 года дело в отношении Христины Путиковой прекратили, отменив решение суда от 10 октября 1937 года. Макар Путиков был реабилитирован лишь 12 мая 1989 года.
Что касается Велижанской церкви, то сначала она использовалась в качестве клуба, а в 1950-е годы была вообще разрушена. Религиозная жизнь в Велижанах возродилась только в 2011 году, а первые богослужения прошли в 2012 году.
Автор: Максим Гацак
Krynica.info