Добрачная чистота – шанс на счастье или недостижимый идеал?

Добрачная чистота и связанное с ней воздержание от сексуальных отношений до заключения Таинства Супружества вызывает множество эмоций, вопросов и разногласий. Соблюдение добрачной чистоты уже давно перестало быть нормой и превратилось в своего рода «роскошь» для определенного круга людей, чаще всего открыто исповедующих христианское мировоззрение и религиозные ценности.

Добрачная чистота уже не является обычаем, принятым в культуре и ментальности общества, вместо этого она стала проявлением религиозности и отождествляется с определенными моральными нормами. Именно поэтому мир воспринимает ее как непонятную религиозную выдумку и жесткое требование определенной этической системы или даже идеологии. Добрачную чистоту расценивают скорее как проявление ненормальности и своего рода «экзотики» а не как гармонию и нормальный порядок жизни. 

Христианские рекомендации относительно любви и сексуальности все чаще преподносятся как противоречащие природе и счастью человека. С одной стороны такие взгляды являются следствием пропаганды – ложных атак представителей современных либеральных интеллектуальных течений, идеологов атеизма и представителей левых сил, пропагандирующих сексуальную свободу без ограничений независимо от возраста и статуса. Все чаще таких взглядов придерживаются и люди Церкви, духовные и светские, которые в большей или меньшей степени противостоят традиционному учению в этой сфере. Они представляют христианскую мораль таким образом, что складывается впечатление, будто она является чуть ли не самой угнетающей моральной системой, подавляющей в людях стремление к жизни, радость и человечность. 

Отрицание ценностей, связанных с чистой любовью и сексуальностью, кроме упомянутых процессов намеренной дискредитации христианских моральных норм в глазах людей, является также результатом утраты самими христианами истинного понимания и, как следствие, переживания сексуальной чистоты вообще, не только добрачной. Нередко случается, что верующие люди не способны принять предложение Церкви, поскольку вместо прекрасного идеала и шанса на счастье видят в нем только свод норм и запретов, реализовать которые представляется им невозможным и которые лишь ограничивают и обвиняют их. 

Необходимость широкого видения проблемы

Чтобы раскрыть понятие чистоты, как для всего мира, так и для самого себя, необходимо рассмотреть проблему с двух сторон.

Во-первых, нужно понять суть чистоты и ее этическое обоснование, всесторонне рассматривая то, кем является человек, к чему он призван, что такое любовь и каковы ее черты, какую функцию выполняет сексуальность в жизни человека и какие представления затрудняют правильную интеграцию сексуальности с любовью.

Во-вторых, необходимо отнестись к человеку, как к индивидууму и попытаться его понять. Вначале на человека нужно посмотреть как на существо сексуальное, со всей гаммой оттенков мощнейшей энергии, которая дремлет в каждом из нас, независимо от религии, ценностей, которых мы придерживается и жизненной ситуации. Необходимо увидеть, как эта сексуальность проявляется в жизни конкретного человека, какое влияние оказывает на него и каким образом зависит от других сфер его жизни.

Ведь сексуальность является своего рода жизненным барометром – качество ее переживания зависит от качества жизни и экзистенциальной ситуации человека. Опыт многих людей свидетельствует о том, что проблемы с сохранением чистоты – искушения, навязчивые мысли, проблемы с верностью и т.д. – усиливаются в периоды более или менее серьезных жизненных кризисов – личных переживаний, проблем в школе, на работе, усталости, стресса и внутреннего напряжения, конфликтов с близкими, непонимания в компании сверстников, низкого уровня самооценки, особенно при переживании определенного экзистенциального вакуума и при отсутствии глубоких жизненных ценностей. Итак, необходимо понять ситуацию, определить основные факторы, оказывающие влияние на человека в его среде, культуре, семье увидеть его ценности, глубину кризиса, способ восприятия самого себя.

Рассматривая человеческую сексуальность как неотъемлемую часть личности с ее тесной зависимостью от других сфер жизни человека и воспринимая ее как отражение его жизненной ситуации, можно лучше понять ее значение, а также найти причины ее неправильного функционирования.

Комплексный взгляд на проблему чистоты позволяет избежать двух крайностей.

Первая – это несправедливое или чрезмерное обвинение и осуждение различных форм поведения человека, а также поспешная и поверхностная моральная оценка его сексуальных действий. Такой подход состоит в том, что все считается грехом. Риторика и аргументация при этом сводится в основном к необходимости «обращения», понимаемого исключительно как изменение внешнего поведения. Такая позиция не только не облегчает людям, испытывающим проблемы в сексуальной сфере, выход из этой трудной ситуации, но, более того, лишает их надежды и усугубляет их изоляцию, поскольку, вместо того, чтобы придавать им силы и представлять позитивную мотивацию, пугает и осуждает их. Часто такие люди просто не в состоянии изменить свое поведение, ведь, как уже было отмечено выше, переживание сексуальности связано со всей их жизнью и является отражением их проблем.

Второй крайностью, которой удастся избежать благодаря широкому взгляду на проблему, является наивное оправдание всех типов сексуального поведения, в том числе безответственных, вредных и представляющих угрозу, как для развития человека, так и для его счастья. Такой подход к проблеме поможет оценить опасность, связанную с несоответствующим употреблением собственной сексуальности и подобрать необходимые средства для ее изменения. Он также поможет отделить плохие поступки от человека, который их совершил. Ведь в сексуальной сфере часто сложно оценить моральную вину. Не менее негативные последствия несоответствующего поведения касаются всех, кто превращает секс в игру – даже тех, кто в силу индивидуальных особенностей, незрелости, перенесенных травм или незнания не несет полной моральной ответственности за совершаемые действия. Именно поэтому учение на тему чистоты имеет глубокий смысл.

Ситуация молодёжи и сексуальное поведение

В ходе анализа проблему сексуальных отношений молодежи до, или шире – вне супружества можно рассматривать с двух сторон.

С одной стороны, это будет общий анализ сексуальности молодых людей вообще – психосексуальное созревание с происходящими изменениями, интерес к эротике, эксперименты с сексом, сексуальная инициация (первый сексуальный опыт), аутоэротическое поведение, отношение молодежи к сексуальности, мифы, существующие на тему сексуальных отношений, ценности и ожидания, связанные с этой сферой, а также причины определенных взглядов молодых людей на сексуальность и способы воспитания молодежи к чистоте. Такой анализ принимает во внимание то, как молодые люди относятся к своим потребностям и сексуальному потенциалу, а также методы, при помощи которых они выражают и удовлетворяют сексуальные потребности или снимают напряжение в этой сфере.

С другой стороны необходимо провести более подробный анализ положения людей, живущих в более или менее формальных отношениях. Молодые люди создают пары, испытывают взаимную симпатию, встречаются. Как с психологической, так и с этической точки зрения трудно определить, чем являются эти связи, поскольку они не имеют ни определенного характера, ни статуса, ни цели, кроме реализации появившейся потребности близости, взаимоотношений и эмоционально-эротического влечения к противоположному полу. Несмотря на это, каждый может согласиться, что опыт такого рода в юном возрасте может быть прекрасной школой отношений и общения с другим человеком, шансом на развитие, возможностью познания самого себя, переживания прекрасных моментов, которые останутся в памяти на долгие годы. Этот опыт – основа и начало более серьезных отношений, ведущих к супружеству. Ведь каждая семья начиналась в молодости с «пары». К сожалению, из-за эмоциональной незрелости, слабости и впечатлительности молодого возраста взаимоотношения в юности часто, особенно если они сопровождаются эротическими переживаниями, заканчиваются негативно – оставляют травмы, направляют развитие на ложные пути, влекут за собой тяжелые последствия. Об этих угрозах следует говорить подросткам, однако, понятие чистоты нельзя сводить только к этому.

Особенной ситуацией в отношениях молодых людей является период обручения. В отличие от юношеских симпатий эти отношения более определенные, у них есть цель – совместная жизнь и связаны они с серьезными планами. Такая форма отношений все еще существует в обществе как некоторый институт.

Различие в переживании сексуальности между молодыми людьми вообще и людьми, живущими в более или менее формальных связях, может показаться искусственным и непонятными. Ведь каждое сексуальное ощущение направлено на другого человека, т.е. имеет релятивный – общественный – характер (даже мастурбация, хотя происходит в одиночестве, как ни парадоксально, является извращенным, отчаянным поиском близости, или скорее, попыткой заглушить невыносимое чувство одиночества и страх). Однако, присутствие в жизни человека, которого любишь и на которого обращены желания, имеет основополагающее влияние на понимание и переживание собственных сексуальных потребностей. Близкие отношения, интимные связи, чувство любви меняют человека, влияют на его образ жизни, поведение, мировоззрение, неоднократно корректируют отношение к жизни, существовавшее до сих пор. Именно в этом заключается сила любви и творческий потенциал человеческой сексуальности. К сожалению, она может оказаться и разрушающей.

Взглянем поближе на то, в какой культурной и общественной среде живет молодежь.

Внебрачный секс признается сегодня большой частью молодежи. Существует повсеместное убеждение, что «все так делают». С этим связано определенное давление, которое ощущают подростки – вступление в сексуальные отношения становиться почти требованием и психическим принуждением. Молодые люди расценивают отсутствие сексуального опыта как своеобразное клеймо, поэтому делают все, чтобы как можно раньше лишиться девственности. Такое стремление к сексу в значительной мере спровоцировано культурой, средствами массовой информации, модой. На наших глазах происходит невиданная до сих пор в подобных масштабах эротизация общественной жизни. Интернет, телевидение, реклама, развлекательные программы, высказывания публичных лиц, темы популярных музыкальных произведений, фильмов и сериалов – все сосредоточено на сексе. Следует также отдавать себе отчет в том, что существуют значительные группы заинтересованных лиц, стремящихся к эротизации периода взросления и вовлечению в сексуальные отношения детей и молодежи. К их числу относятся бизнесмены, политики, производители лекарств и противозачаточных средств, а также представители абортивного, порнографического, развлекательного и рекламного бизнеса. Неконтролируемому росту сексуальной свободы и безответственности содействует, в частности, форсируемое многими педагогами, психологами и политиками толерантное сексуальное воспитание. В его рамках широко предлагаются контрацептивы в качестве эффективного средства во избежание негативных последствий собственных поступков, т.е. внушается, что секс всегда и везде допустим и приемлем, необходимо только «предохраниться». В разряд циничных развратителей переходят те, кто должен блюсти моральный облик подростков – родители, учителя, воспитатели, педагоги, психологи, и даже представители духовенства. Итак, общество признает секс среди детей и молодежи, и сами взрослые стремятся пробудить в подростках сексуальные желания и склонить к их реализации. Секс переходит в разряд развлечения, спорта, способа удовлетворения мимолетных потребностей, на который каждый имеет право в любое время и в любом месте. Молодые люди, которые воспитываются в такой атмосфере, часто даже не пытаются понимать, почему они должны сохранять добрачную чистоту, и даже не понимают этого понятия. Оно является для них совершенно чуждым. Многие из них уже не способны воспринимать сексуальность как что-то большее, чем только кратковременное эмоционально-телесное ощущение, приносящее удовольствие и облегчение (хотя часто и это в них заблокировано). Молодежь не видит смысла в любви и серьезных отношениях.

На культурную почву накладывается жизненная ситуация и психическое состояние современной молодежи. Мы живем в эпоху кризиса семьи и отсутствия примеров для подражания. Подростки, входя во взрослую жизнь, чувствуют себя одинокими и потерянными. Очень часто их детство переполнено травмами, драматическими переживаниями, отсутствием любящих родителей. Они не знают ни кто они, ни для чего живут. Они не имеют чувства собственного достоинства и не воспринимают свою жизнь как дар, ценное сокровище и задание. Входя в период созревания, они встречаются с эгоистической и потребительской цивилизацией, где первоочередной ценностью является так называемая самореализация, которая на самом деле сводится к удовлетворению своих сиюминутных нужд, рефлексов и желаний. Не имея перед глазами истинных примеров и ценностей, которым можно было бы посвятить себя, подростки не понимают, что жизнь может иметь более глубокий смысл, чем только стремление к быстрому удовлетворению собственных инстинктов. Они не видят перед собой перспективы супружества, семьи, поскольку сами не испытали настоящего семейного счастья. Семья скорее ассоциируется с мучениями, унижением, болью, чем со счастьем и достижением. Поэтому молодые люди не столько не хотят подождать с сексом до брака, сколько попросту не знают чего им ждать. Даже если в силу воспитания они имеют определенные ценности, даже если слышали, как может выглядеть жизнь, внутренне они в это не верят, не чувствуют этого и не стремятся к этому. Бесспорно, есть значительный процент молодых людей, которые именно в супружестве и семье видят свое счастье. Но их представления тоже искажены потребительским, далеким от таинственного союза подходом к сексу и пропагандой сексуальной свободы.

Одиночество и неопределенность молодежи наряду с навязчивым образом «богатой» сексуальной активности приводят к тому, что подростки экспериментируют с сексом. Ведь сексуальные отношения дают временное ощущение иллюзорного счастья, удовольствия, поскольку они связаны с переживанием близости. Нередко причиной поиска сексуальных ощущений является не само половое влечение, а так называемый «тактильный голод» – потребность успокоения болезненного одиночества и жизненной пустоты. Дети ищут объятий, близости, утешения, чтобы заглушить чувство унижения и одиночества, вынесенное из дома. Половые отношения дают им быстрое и относительно легкое чувство облегчения. К сожалению, только на мгновение. Основной причиной такого поведения является не злая воля, а отсутствие надежды на лучшую жизнь, отсутствие ценностей, ради которых стоит жить.

Молодой человек, который чувствует себя счастливым и нужным, увлечён миром и жизнью, имеет свои интересы, ценности, идеалы, в гармонии переживает отношения в семье и в среде ровесников, не испытывает настолько сильного и порабощающего его полового влечения, у него не возникает внезапной, непреодолимой потребности снятия сексуального напряжения. Поэтому воспитание к чистоте не может опираться, прежде всего, на морализации и осуждении определенного поведения. Чтобы убедить молодых людей в ценности чистоты, необходимо дать им надежду, позитивную мотивацию, представить перспективу счастья, которая находится перед ними. Нужно убедить подростков, что существуют ценности, ради которых стоит жить. Наибольшим несчастьем человека является бессмысленность, которая, в свою очередь, вызвана недостатком любви. Чтобы убедить молодых людей жить в чистоте, их необходимо любить и показывать им смысл жизни – ведь нельзя отделить сексуальность от других сфер человеческой жизни.

В ожидании Таинства Брака 

Добрачная чистота связана с ожиданием. Чего? Только ли удовольствия от сексуальных отношений, которые наконец-то после брака станут разрешенными? Конечно же, нет! Желания двух любящих людей касаются чего-то большего. Жених и невеста уже сделали выбор своего дальнейшего жизненного пути – подготовки к супружеству. Этот выбор – одно из наиболее важных решений: он имеет необратимое влияние на их дальнейшую жизнь, связан с самыми глубокими жизненными стремлениями, ожиданиями и мечтами. Они решили создать интимную и неразрывную общину жизни. Хотят быть вместе до самой смерти, творить «одно тело», привести на свет потомство, одаривать своей любовью друг друга и своих детей. Поэтому то, чего они хотят и то чего ждут, и есть собственно реализация этого выбора – соединение и дополнение единства во всех плоскостях жизни.

Жених и невеста уже до свадьбы образуют своего рода уникальное сообщество. Хотя эти отношения еще не являются супружеством и тем самым не имеют всех черт и прав сакраментального союза, все же, можно сказать, что молодые люди в определенной мере уже сейчас создают общину жизни и любви, а также, что они принадлежат друг другу. Эта община, которая вскоре станет «опечатана» на всю жизнь, будет официально подтвержденная Церковью и признана обществом, уже до заключения брака становится как бы частью их самой глубокой сути, фундаментальной реальностью и жизненным призванием. Молодой человек, который уже избрал товарища своей жизни и строит с ним длительную связь, идентифицируется с этим выбором. Вторая личность (сначала как невеста, а потом жена) связывается с ним, становится самой важной в жизни, а все что связано с реализацией этого единства (например, стремление интимных отношений) становится естественным следствием этого выбора, естественной частью этой идентичности, связанной с конкретными отношениями с конкретной личностью.

Что это значит? Итак, жениху и невесте приходится сталкиваться с сильным и, конечно же, естественным желанием соединиться в телесном акте. Это стремление не только вопрос желания, поиска только плотского удовольствия, снимающего сексуальное напряжение.

Его нельзя отнести только к категории угроз или искушений, которые необходимо побороть. Это желание связано с описанной выше основной сущностью двух людей – выбором друг друга и отношениями, которые их связывают. Короче говоря – с их обоюдной любовью. Сексуальные отношения с субъективной точки зрения молодых людей могут казаться чем-то абсолютно естественным и даже необходимым. Отказ от таких отношений, в свою очередь, будет казаться противопоставлением себе самому, неестественным подавлением самых глубоких желаний жениха и невесты. Эти люди просто хотят соединиться, чтобы реализовать выбор, который они сделали, хотят пережить и ощутить полное единство, которого ожидают, хотят осуществить самую глубокую и самую живительную для них мечту о совместной жизни.

Описанный выше «нюанс» – способ переживания и сохранения молодыми людьми добрачной чистоты нужно взять во внимание как в собственной жизни «борясь» о сохранении чистоты в отношениях с любимым человеком так и при обучении и воспитании чистоты. Отказ от сексуальных отношений действительно субъективно может восприниматься молодыми людьми как отрицание своих наиглубочайших желаний, как определенная фундаментальная потеря – нехватка весомой ценности.

Ситуацию усложняет факт постепенной отсрочки возраста заключения брака, и, следовательно, удлинение добрачного периода. То есть времени, когда «нужно себя контролировать», «бороться с собой». Еще несколько поколений назад люди женились в очень молодом возрасте. Уже на стыке подросткового созревания и зрелости жили в супружестве и реализовали свое призвание во всех отношениях – сексуальных в том числе. Тогда никто не говорил так много про «ожидание» или о «контроле над собой» до брака, потому что проблема была намного меньшей. Несколько упрощая, можно сказать, что трудности с соблюдением добрачной чистоты – это проблема, которую на сегодняшний момент люди создали сами себе путем цивилизационных, культурных и социальных преобразований. Таким образом, необходимо откровенно признать, что чрезмерная задержка с заключением брака и необоснованное продление добрачного периода становится своего рода «каторгой» для людей, желающих сохранить чистоту.

Пара молодых людей, имеющая искреннее желание «выстоять до брака», но не имеющая соответственной мотивации для соблюдения девственности, не понимающая до конца смысла чистоты и переживающая ее, скорее как моральный приказ, рано или поздно столкнется с кризисом и начнет себя спрашивать: «зачем же так мучиться?», «какой смысл в этом бесконечном аскетизме?». Если добрачный период длится долго, а молодые люди осознают свою зрелость к совместной жизни, все больше начинают расценивать предстоящий брак как своего рода формальность, которую можно «устроить» уже сейчас «быстренько», но, к сожалению, нужно еще долго ждать (иногда вследствие собственного выбора, иногда по объективным жизненным причинам). Таким образом, возникает утверждение: «у нас уже все есть, не хватает только „бумажки”». Вместе с тем эта «бумажка» перестает быть в понимании молодых людей чем-то настолько значимым, чтобы ради нее жертвовать существенной ценностью, которой является реализация естественной потребности телесного единства. Отсрочка сексуальной близости до брака, особенно когда время ожидания достаточно долгое, начинает казаться «напрасной потерей времени».

Таким образом, может дойти до опасного своими последствиями истощения молодых людей в их ценностях и идеалах, а также к очень глубокому и разрушительному разочарованию. Опасность такого кризиса заключается в первую очередь не в том, что молодые люди не сохранят чистоту, будут иметь сексуальные отношения или даже зачнут ребенка. Наибольшая опасность заключается в кризисе ценностей, в утрате веры в смысл чистоты, в отрицании ценности Таинства Брака, а также в появлении своего рода цинизма относительно учения Церкви и религиозных моральных норм. Такой подход может укорениться в сердцах обоих молодых людей как определенная жизненная позиция, которая приведет к поверхностности дальнейшей супружеской, семейной и духовной жизни. Они могут потерять моральную чуткость, духовную интуицию, позволяющую отличать дела угрожающие чистоте человеческой души во многих сферах жизни.

Автор: Матеуш ВЛОДАРЧИК (Mateusz WŁODARCZYK)

Шанс на встречу

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.