Эразм Роттердамский осуждал протестантский раскол и отстаивал церковные реформы

12 июля 1536 года ушел из жизни гуманист эпохи Возрождения, богослов, филолог, писатель, Эразм Роттердамский. Он презирал схоластическую философию, осудил протестантский раскол, отстаивал церковные реформы, при всем при этом Эразм обладал литературным талантом и отличным чувством юмора.

Дезидерий Эразм Роттердамский (лат. Desiderius Erasmus Roterodamus, нидерл. Gerrit Gerritszoon) — крупнейший учёный Северного Возрождения, прозванный «князем гуманистов». Подготовил первое издание греческого оригинала Нового Завета с комментариями, положил начало критическому исследованию текста Священных писаний. Способствовал возвращению в культурный обиход литературного наследия античности.


История жизни


История любви родителей Эразма Роттердамского заслуживает особого внимания. Отец Эразма отказался от карьеры священника ради любви. Он воспротивился воле родителей и соединил свою судьбу с девушкой, которая в будущем стала мамой знаменитого философа. Своему первенцу, родившемуся 28 ноября 1469, они дали имя Гергард, что означает желанный.

Родители Гергарда-Эразма не состояли в браке, и маленький Эразм первые годы жизни провел с матерью. Вскоре оба родителя умерли от чумы – сначала мать, потом отец. Его опекуны понимают, что с печатью «рожденного вне брака» Эразм не может претендовать на хорошие общественные должности. Именно поэтому с ранних лет его отправляют в монастырь. С 1486 по 1492 в братстве каноников-августинцев Роттердамский изучает древние языки (латинский и греческий), работы античных писателей и философов.

Эразм совершенствуется в риторике, овладевает познаниями в различных науках и его замечают. После недолгой службы у епископа Камбре он уезжает в Париж. С 1493 по 1499 в Париже Эразм изучает богословие и античную литературу. В 1498 году он знакомиться лордом Маунтджой, который впоследствии увозит Эразма в Лондон. Там он пробыл меньше года, зато в это короткое время он встречается с Томасом Мором (автор «Утопии») и Джоном Колетом. В дальнейшем с Мором Эразма связывала искренняя и крепкая дружба.

В 1500 Эразм возвращается в Париж. Здесь он издает сборник 818 анекдотов и изречений античных писателей «Адажиа». В 1502 году в Париж пришла чума, спасаясь от заразы, Эразм кочует из города в город: Орлеан, Левена, Роттердам, Париж, Лондон и наконец, Италия, город Турин. В Туринском университете ему преподносят почетный диплом доктора богословия. И в Италии Эразму не сидится на месте: он посещает Болонье, Флоренцию, Венецию – дополняет сборник античных анекдотов и изречений.

В 1507 году сборник «Адажиа» переиздается, теперь это «Три хилиады (тысячи) и примерно столько же сотен изречений». В 1509 году на престол Англии вступает Генрих Восьмой, в связи с этим событием Эразм Роттердамский возвращается в Лондон. По пути в Англию он сочиняет сатиру «Похвала глупости», издано это ироническое произведение было только в 1511 году. В Кембриджском университете с 1511 по 1513 Эразм преподает греческий и богословие. По причине частых болезней, связанных с английской погодой, Эразм в 1513 году уезжает в Германию.

С 1517 по 1521 живя в Лувене, Эразм Роттердамский купается в лучах славы: он ярчайшая звезда богословия и светской науки. Огромное количество посетителей желают видеть его, тысячи писем от его почитателей ждут ответа. Но недолго сияло солнце – в связи с расколом церкви и некой связи философии Эразма и философией Мартина Лютера, священнослужители начинают травлю Роттердамского. Это вынуждает его переехать в 1521 году в Базель. Здесь он пишет половину «Разговоров запросто».

В 1529-1535 Эразм Роттердамский живет во Фрейбурге, с 1535 – в Базеле. За это время издано большое количество его трудов: «О раннем воспитании детей», «Рассуждения насчет войны с турками», «Истолкование символа веры», «О приготовлении к смерти» и другие. В июле 1535 году казнен Томас Мор. Эразма целиком поглощает тоска по лучшему другу: он понимает, что жизнь его близится к концу. 12 июля 1536 года Эразма Роттердамского не стало.


Сочинение «Похвала глупости»


Это небольшое сочинение написано было Эразмом, — по его собственным словам, от нечего делать — во время продолжительного, при тогдашних путях сообщения, переезда его из Италии в Англию в 1509 году. Сам Эразм смотрел на это своё произведение, как на литературную безделушку, — но своей литературной знаменитостью и своим местом в истории он обязан этой безделушке, во всяком случае, не в меньшей степени, чем своим многотомным учёным трудам.

Изданная в первый раз в Париже в 1511 году, сатира Эразма выдержала в несколько месяцев до семи изданий; всего при его жизни она была переиздана в разных местах не менее 40 раз. Изданный в 1898 году дирекцией университетской библиотеки в Генте (Бельгия) «предварительный» и, следовательно, подлежащий дополнению список изданий сочинений Эразма насчитывает для «Похвалы глупости» более двухсот изданий (в том числе и переводы).

Этот беспримерный успех объясняется многими обстоятельствами, между которыми громкое уже и тогда имя автора играло не последнюю роль. Но главные его условия лежали в самом произведении, в удачном замысле и его блестящем выполнении.

Эразму пришла удачная мысль — взглянуть на окружающую его современную действительность, а также на всё человечество, на весь мир с точки зрения глупости.

«Похвала Глупости» заняла место в ряду нестареющих произведений человеческого слова — не в силу художественной красоты формы, а вследствие присутствия того общечеловеческого элемента, который делает его понятным и интересным для всякого человека, к какому бы времени, к какой бы нации, к какому бы слою общества он ни принадлежал.

Господствующий тон сатиры Эразма — юмористический, а не саркастический. Смех его проникнут в основном благодушным юмором, часто тонкой иронией, почти никогда — бичующим сарказмом. В сатирике чувствуется не столько негодующий моралист с нахмуренным челом и пессимистическим взглядом на окружающее, сколько жизнерадостный гуманист, взирающий на жизнь с оптимистическим благодушием и в отрицательных её сторонах видящий преимущественно предлог для того, чтобы от души посмеяться и побалагурить.

По форме своей «Похвала Глупости» представляет собой пародию на панегирик — форму, в то время пользовавшуюся большой популярностью; оригинальным является здесь лишь то, что панегирик в данном случае произносится не от лица автора или другого постороннего оратора, а влагается в уста самой олицетворенной глупости.

Книга в библиотеке Якова Кротова здесь.


Эразм и Реформация


Когда Лютер начал свою борьбу, Эразм Роттердамский оказался в трудном положении.

С одной стороны, он сочувствовал идее реформы Церкви, но с другой — осуждал религиозно-политические распри, вызванные Реформацией.

Эразм не мог целиком встать и на сторону врагов Лютера, чем вызвал негодование в католическом лагере

Эразм не принял Реформацию, хотя и сыграл большую роль в подготовке. Он не осуществил перевода библейский книг на какой-либо из народных языков, но способствовал осознанию необходимости подобных переводов. Тем самым он проложил путь для переводов, осуществленных деятелями Реформации.

Эразм черпал вдохновение в Библии, особенно у апостола Павла и в полузабытых тогда писаниях греческих отцов Церкви. Философским дополнением к Писанию и патристике для Эразма служил христианизированный платонизм. С этой позиции он полемизировал с Лютером, в частности, в своем трактате «Диатриба или Рассуждение о свободе воли» (1524). Главным предметом его критики был воинствующий лютеровский иррационализм.

«Чистая молитва, — писал Эразм Роттердамский, — ведет чувство на небо, словно в крепость, неприступную для врагов; знание укрепляет ум спасительными помыслами, так что не следует лишаться ни того, ни другого».

Библейской тематике он посвятил ряд своих поэтических произведений («Установление христианского человека», «Лирическая песнь о доме, в котором родился Христос» и др.).

Он стал главой течения гуманизма, получившего название «христианский гуманизм».

Эразм Роттердамский выступал против обмирщения церкви, культа реликвий, монашеского паразитизма и пустосвятства, бездуховной обрядности и потому был предтечей Реформации.

Но не менее последователен был он и в неприятии фанатизма, жёсткого догматизма и особенно беспредельного унижения человека перед Богом, характерного для лютеранства; поэтому он порвал с Лютером, которого ранее поддерживал. Его позиция не удовлетворяла ни одну из враждующих сторон, он вынужден был бежать из Лувена и из Базеля, спасаясь от религиозного фанатизма лувенских католиков (1521) и базельских церковных реформаторов (1528).

Тем не менее, Эразм, который, в особенности в позднейшую пору своей жизни, настойчиво открещивался от всякой солидарности как с Лютером, так и с другими церковными реформаторами, оказался, наперекор своему желанию, в роли одного из родоначальников протестантской догматики. В этом пункте литературно-научная деятельность Эразма соприкасается положительным образом с реформационным движением; но она соприкасается с последним также — и, быть может, в большей ещё степени — и отрицательным образом, поскольку в своих сатирических произведениях Эразм выступает изобличителем различных отрицательных сторон современной ему церковной действительности в католическом мире.


Защитить ребенка, защитить детство


Ряд сочинений Эразма посвящен проблемам воспитания. В течение многих лет, с 1518 по 1533 год он работал над главным своим этико-педагогическим сочинением «Разговоры запросто», пополняя его все новыми диалогами, в которых образование рассматривалось в его связи с формированием нравственно ответственной личности.

Основные идеи, на которых построена педагогика Эразма:

  • Людьми не рождаются, но делаются путём воспитания;
  • Человека человеком делает разум;
  • Человек обладает свободной волей, и только поэтому возможна его моральная и юридическая ответственность;
  • Выступал против всякого насилия и войн;
  • Ребёнка надо правильно воспитывать с самого рождения. Лучше, если это делают родители. Если они не могут это делать сами, то должны подобрать хорошего учителя;
  • Ребёнку надо дать религиозное, умственное и нравственное воспитание;
  • Важно физическое развитие.

В своем основном педагогическом трактате «О первоначальном воспитании детей», а также в других трудах по вопросам воспитания («О благовоспитанности детей», «Беседы», «Метод обучения», «Способ писать письма») Эразм определил необходимость сочетания античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов, а также принцип активности воспитанника (врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд).

Выступил на защиту ребёнка, на защиту детства, что явилось принципиально новым в понимании детства и роли воспитания, новым в педагогике. Считал, что ребёнок имеет право на правильное воспитание. Внутренний мир ребёнка — это божественный мир, и к нему нельзя относиться с жестокостью. Резко выступил против жестокости средневековой школы, которую назвал «пыточной камерой», где ничего не услышишь кроме шума розги палок, криков боли и рыданий, неистовой ругани. Что другое может вынести ребёнок отсюда, кроме ненависти к науке? Протест Эразма против жестокости по отношению к детям был величайшим актом гуманизма, положившим начало поиску форм воспитания, исключающих насилие. Одним из первых Эразм заговорил о собственно народном образовании, а провозглашение отношения к труду критерием нравственности поставило его в ряд самых прогрессивных мыслителей той эпохи.


Организация воспитания и обучения​


Воспитание является целью, обучение средством. Главным в воспитании выступает правильно поставленное образование. Правильно поставленным образованием является классическое, в основе которого лежат латинский и древнегреческий языки и античная культура. Ребёнку надо дать раннее научное образование. Начинать нужно с 3 лет.

Обучать сначала языкам, к которым малый ребёнок очень восприимчив. Учить надо играя. Эразм предлагает различные игры для обучения чтению, письму, но предупреждает, чтобы игры не были излишне сложными. Особое внимание при обучении детей нужно уделять тренировке памяти, так как от неё зависят все дальнейшие успехи ребёнка в обучении. Требовал учитывать собственную активность и деятельность ребёнка. В процессе обучения ребёнок и воспитатель должны относиться друг к другу с любовью, поскольку «первый шаг в обучении есть любовь к учителю».

Эразм вновь открыл для мира такое явление, как мир ребёнка, мир детства. Многие педагогические взгляды Эразма были новаторскими для своего времени, и сохраняют значение по сей день. Его гуманистические идеи оказали большое влияние на теорию и практику педагогики.


Высказывания Эразма Роттердамского


Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке.


Есть противники, поражение от которых — величайший позор, а победа над ними не прибавляет славы ни на волос.


Ничего нет трудного для человека, имеющего волю.


Церковь основана на крови, кровью скреплена и кровью расширилась.


Изящество потребно не в одних искусствах, но во всех делах человеческих.


Друг должен принимать на себя часть огорчений друга.


Если кому-либо не хватает даров природы, он возмещает этот изъян усиленной дозой самодовольства.


Ненасытный богач остается беднейшим из бедняков.


Жить достойно не возбраняется никому.


СТАТЬИ — InVictory

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.