Уильям Кэри, патриарх современной миссии: Ожидайте от Бога великое, делайте для Бога великое

Уильям Кэри (1761-1834) мог бы остаться никому не известным английским сапожником, но стал одним из ключевых служителей Божьих, которые изменили историю Индии. Уильям Кэри был назван «патриархом современной миссии», а его книга о миссионерстве, изданная 12 мая 1792 года, так взволновала христианский мир, что по своему влиянию и важности была поставлена на одном уровне с «Девяносто пятью тезисами» Мартина Лютера.


Кто такой Уильям Кэри

Он родился в 1761 году в бедной семье недалеко от Нортгемптона в Англии. Кэри страдал от аллергии, поэтому не смог осуществить свою мечту стать садовником. В шестнадцать лет Уильям устраивается работать помощником сапожника и вскоре после этого обращается к вере в Иисуса Христа.

Недостаток обычного среднего образования не остановил этого целеустремленного юношу, намерившегося изменить мир. Бог наделил его способностью к изучению иностранных языков. Уоррен Уирсби писал о Кэри следующее:

«Уже в подростковом возрасте он мог читать Библию на шести языках. Позже стал профессором восточных языков в колледже им. Форта Уильяма в Калькутте, а его типография в Серампоре издавала Писание на более чем сорока языках и диалектах, обеспечив Словом Божьим более тридцати миллионов индусов».

Но все это было чуть позже.

Краткая история жизни Уильяма Кэри (англ.)


Рождение современной миссии через революцию

В 19 лет Уильям женился на золовке сапожника, у которого работал учеником. Дороти была старше его более чем на пять лет и, как многие женщины этого круга в XVIII в., была неграмотна. С самого начала это был неравный брак, и со временем, когда горизонты Кэри расширились, пропасть, разделявшая их, выросла еще больше. Первые годы их брака оказались трудными и голодными. На какое-то время Кэри взял на себя ответственность не только за материальное обеспечение своей жены и быстро растущей семьи, но и заботы о семье покойного мастера в лице его вдовы и четверых детей.

Несмотря на финансовые затруднения, Кэри не бросил учебу и не отказался от чтения проповедей. В 1785 году он принял приглашение стать пастором баптистской церкви.

Именно в эти годы стала оформляться его философия миссионерской деятельности, впервые возникшая после прочтения «Путешествий капитана Кука». Он неторопливо развивал библейскую концепцию по этому вопросу и пришёл к убеждению, что зарубежные миссии являются главной сферой ответственности церкви. Его идеи оказались почти революционными.

Фрагмент доски, изображающий жизнь Кери в баптисткой церкви в Великобритании

Дело в том, что большинство церковников восемнадцатого века, верили в то, что Великое поручение было дано только первоапостолам, а потому обращение язычников не считали своей заботой. Когда Кэрри высказал свои идеи группе священников, один из них ответил: «Молодой человек, сядьте. Когда Богу угодно будет обратить язычников, Он сделает это без вашей или моей помощи». Но Кэри не стал молчать. 


12 мая 1792 г. он опубликовал книгу на восьмидесяти семи страницах, которая имела непреходящее значение и заняла место наряду с девяноста пятью тезисами Лютера по силе своего влияния на христианскую историю.


Его книга «An Enquirey Into the Obligation of Christians to Use Means for the Conversion of the Heathens» («Исследование вопроса обязательств христиан по использованию средств для обращения язычников» — и это сокращенный вариант названия) очень толково доказала необходимость зарубежных миссий, обезоружив аргументацию, преувеличивавшую непрактичность и бессмысленность посылки миссионеров в далекие земли. После публикации книги Кэри обратился к группе священников на собрании Баптистской ассоциации в Ноттингеме, где процитировал аудитории отрывок из Ис. 54:2,3 и произнес теперь уже известное изречение: «Ожидайте от Бога великое; делайте для Бога великое». На следующий день, в основном благодаря его влиянию, священники решили организовать новый Совет по делам миссий, ставший известным как Баптистское миссионерское общество. Это решение далось нелегко. Большинство священников Ассоциации жили, как Кэри, на скудные средства, и вовлечение их в зарубежные миссии означало огромные финансовые потери как для них, так и для их приходов.

История Университета Уильяма Кэри (англ.)


Менять историю не так просто

Сначала жена Кэри, Дороти, категорически отказывалась следовать за ним, а его отец рассматривал решение сына отправиться в Индию как абсолютно безумный шаг. Вопреки мнению своих близких, Уильям вместе со своим восьмилетним сыном сел на корабль, чтобы покинуть страну. Тем временем умер сапожник, у которого он работал помощником, и Кэри, узнав об этом, вынужден был вернуться домой еще до того, как корабль покинул Англию. Когда же он, наконец, сел на другой корабль, его жена неохотно присоединилась к нему. Дороти знала, что никогда не будет счастлива, и, к сожалению, ее опасения оправдались. Она не могла привыкнуть к окружающим ее людям, состояние ее здоровья ухудшалось. Она постоянно умоляла Кэри отказаться от идеи жить в чужой стране, и все время хотела вернуться домой.

Получив отказ от Восточно-индийской компании, Кэри начал искать работу на одной из фабрик Индии, а вечера посвящал переводу Слова Божьего на бенгальский язык и проповеди Евангелия местному населению. Трагическая смерть их сына, восьмилетнего Питера, стала причиной сумасшествия Дороти, и она уже больше никогда не смогла вернуться к нормальному психическому состоянию. До самой смерти в 1807 году Дороти не разделяла желание мужа благовествовать. Если и есть «мать современных миссий», то это наверняка не она. 

Однако Кэри продолжал бороться, мужественно перенося все трудности и испытания. Находясь среди бенгальцев на протяжении семи лет, Кэри научился по-настоящему любить этот народ.

Если у кого-то и были когда-то причины отказаться от любых попыток что-либо сделать, то это был Уильям Кэри. Одной из наиболее трагических утрат, которые понес Кэри за свои сорок непрерывных лет в Индии, явилась гибель его рукописей в пожаре 1812 г. В тот момент Кэри не было дома, но его огромный многоязычный словарь, две грамматики и полная версия Библии сгорели в огне. Если бы он имел другой характер, он бы никогда не пришел в себя, но Кэри воспринял это как суд Божий и начал все сначала с еще большим рвением.

Кэри умер в 1834 г., оставив значительный след в истории Индии и всего миссионерского движения. Его влияние в Индии складывалось из его огромных лингвистических достижений, организованных им образовательных заведений и успехов христианского движения, которым он руководил. Он внес огромный вклад в борьбу против индийской традиции сжигания вдов и против детоубийства. Но в других случаях он ратовал за сохранение местной культуры и обычаев. Кэри опередил свое время в миссионерской методологии. Он с огромным уважением относился к индийской культуре и никогда не пытался заменить ее на западную, что делали те, кто пришел после него. Его целью было построить местную церковь «с помощью местных проповедников», обеспечив ее Писанием на родном языке, и этому он посвятил всю свою жизнь. Влияние Кэри чувствовалось не только в Индии. Его труды тщательно изучались не только в Англии, но и на континенте, и в Америке, на смелом примере его жизни росли новые миссионеры.


Колонки — InVictory

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.