Геноцид армян: погибшие за веру

Ежегодно 24 апреля в мире отмечается День памяти жертв геноцида армян. В память о жертвах первого в XX веке истребления людей по национальному признаку, которое было осуществлено в Османской империи. 24 апреля 1915 года в столице Османской империи Стамбуле прошли аресты представителей армянской интеллигенции, с которых и началось массовое уничтожение армян.

Резня в Сасуне (август 1894 года)

В начале IV века нашей эры Армения стала первой страной в мире, в которой христианство утвердилось в качестве официальной религии. Однако многовековая борьба армянского народа с завоевателями завершилась утратой собственной государственности. На долгие века земли, где исторически проживали армяне, оказались не просто в руках завоевателей, а в руках завоевателей, исповедующих другую веру.

В Османской империи армяне, не являясь мусульманами, совершенно официально относились к людям второго сорта — «зимми». Им запрещалось носить оружие, они облагались более высокими налогами и были лишены права свидетельствовать в суде.


Во всём виноваты армяне

Первая волна массовых убийств армян на территории Османской империи прошла в 1894−1896 годах. Открытое сопротивление армян попыткам курдских вождей обложить их данью, обернулось массовыми расправами не только над теми, кто участвовал в протестах, но и над теми, кто оставался в стороне. Принято считать, что убийства 1894−1896 годов не были напрямую санкционированы властями Османской империи. Тем не менее, их жертвами, по разным оценкам, стали от 50 до 300 тысяч армян.

Периодические локальные вспышки расправ над армянами происходили также после свержения в 1907 году султана Турции Абдул-Хамида II и прихода к власти младотурков.

Со вступлением Османской империи в Первую мировую войну, в стране всё громче стали звучать лозунги о необходимости «единения» всех представителей турецкой расы для противостояния «неверным». В ноябре 1914 года был объявлен джихад, что подогрело антихристианский шовинизм среди мусульманского населения.

Ко всему этому добавлялся тот факт, что одним из противников Османской империи в войне была Россия, на территории которой проживало большое количество армян. Власти Османской империи стали рассматривать собственных граждан армянской национальности как потенциальных предателей, способных оказать помощь противнику. Такие настроения крепли по мере всё новых и новых неудач на восточном фронте.

После разгрома, учинённого русскими войсками турецкой армии в январе 1915 года под Сарыкамышем, один из лидеров младотурков Исмаил Энвер, он же Энвер-паша, заявил в Стамбуле, что поражение стало результатом армянской измены, и что настало время депортировать армян из восточных областей, которым грозит русская оккупация.


Технология уничтожения

24 апреля 1915 года реализация плана началась со Стамбула, где были арестованы около 800 представителей армянской интеллигенции, которые были убиты в течение нескольких дней. 30 мая 1915 года меджлис Османской империи утвердил «Закон о депортации», ставший основанием для массовой расправы над армянами.

Тактика депортации заключалась в первоначальном отделении от общего числа армян в том или ином населённом пункте взрослых мужчин, которые вывозились из города в пустынные места и уничтожались во избежание оказания сопротивления. Молодые девушки из числа армянок передавались в качестве наложниц мусульманам или просто подвергались массовому сексуальному насилию. Стариков, женщин и детей гнали колоннами под конвоем жандармов. Колонны армян, зачастую лишённых еды и питья, гнались в пустынные районы страны. Тех, кто падал без сил, убивали на месте.

Несмотря на то, что причиной депортации была объявлена нелояльность армян на восточном фронте, репрессии в их отношении стали проводиться на территории всей страны. Практически сразу депортации превратились в массовые убийства армян в местах их проживания.

Резня армян Описание очевидца ужасной резни армян со стороны семинаристов (Фанатичные исламские студенты около св. Софии)

В одном только городе Хынысе, большинство населения которого составляли армяне, в мае 1915 года было убито около 19 000 человек. Жертвами расправы в городе Битлисе в июле 1915 года стали 15 000 армян. Методы расправ практиковались самые жестокие — людей резали на части, приколачивали к крестам, сгоняли на баржи и топили, сжигали живьём. Тех же, кто достиг живым лагерей вокруг пустыни Дер Зор, расправа настигла там. В течение нескольких месяцев 1915 года там были уничтожены около 150 000 армян.

Иностранные дипломаты получали свидетельства о масштабном уничтожении армян, практически, с самого начала геноцида. В совместной Декларации от 24 мая 1915 года стран Антанты (Великобритания, Франция и Россия) массовые убийства армян впервые в истории были признаны преступлением против человечности. Однако, втянутые в большую войну державы, оказались не в состоянии прекратить массовое уничтожение людей.

Общее число жертв геноцида армян по сей день окончательно не установлено. Наиболее часто звучат данные о том, что в период с 1915 по 1918 годы в Османской империи были уничтожены от 1 до 1,5 миллиона армян. Те, кто смог уцелеть в бойне, в массовом порядке покидали родные земли.

«Millions of lives» — музыкальный проект, в рамках которого представители мировой культуры взывают остановить насилие и геноцид народов по всему миру.


Народ, который не стал воспоминанием прошлого

В наши дни жизнь меняется каждую секунду. Ежедневно люди беспощадно и отчаянно борются против системы несправедливости, где прав тот, кто властен. В результате этой борьбы многие погибают. Мы часто слышим о жертвах, и цена крови уже не стоит и гроша.

В какой уголок мира не взгляни – везде можно найти тысячи погибших за веру христиан, гонимых за «свободу выбора религии». К примеру, 70 тысяч христиан были убиты в 2013 году (утверждает итальянский социолог Массимо Интровинье), в прошлом году только Ирак покинули 125 тысяч гонимых последователей Иисуса. В 20-м веке в Армении был убит один миллион христиан. Это христианская страна, жителей которой неоднократно хотели уничтожить или обратить в мусульманство. Но, благодаря преданности Господу, народ Армении живет и процветает до сих пор.

Турецкое правительство безжалостно обращалось, в частности, с армянскими священниками — лицами духовного звания, которые помогали народу надеяться на Христа. Духовных лидеров пытали — жгли, выдергивали, сбривали бороды, стискивали головы машиной так, что люди падали в обморок, вешали и в полумертвом состоянии вынимали из петли, требуя, чтобы находящиеся в бессознательном состоянии жертвы выдавали свои тайны и подписывали все, что им велят. Священникам без всякой жалости вбивали в ступни гвозди, подковывали, распинали.

Одного из священников, Тер-Атовма, оседлали, как лошадь, затем полтора часа гоняли, сидя верхом на нем. В изнеможенном состоянии его принуждали выдать тайны и указать места хранения оружия, но священник твердо отказался. Тогда его подковали и распяли.

Что касается оружия, то турки часто заранее посещали армянские церкви, прятали там оружие, утверждая: «Мы должны спрятать оружие в армянских церквях, чтоб в случае опасности, нам легче было бы защитить армян». Священники не могли противиться, и соглашались. Спустя несколько дней другие турецкие воины, заранее все зная, приходили в ту же церковь, находили оружие и обвиняли армян в заговоре против турков.

Эрзерум, Армянское нагорье в Восточной Анатолии. Захоронение жертв армянской резни 30-го октября 1895 года во время правления султана Абдул Гамида 2-го Жертвами погромов 1894-1896 годов стали от 200.000 до 300.000 армян

Младотурки особенно варварски разрушали храмы. Армянские церкви имели прекрасную художественную архитектуру, но все было обращено в мусор, и отдельные глыбы развалин. Все монастыри и храмы были загрязнены и использовались для выполнения нужд турков (загажены), иконы были осквернены самым гнусным образом. Турки не разрушали те церкви, в которых хранили мучные запасы, оставляя здание целым, они оскверняли лишь алтари.

Армянские священники и духовные лидеры, со связанными руками и привязанные друг ко другу, шли впереди толпы «переселенцев», идущих на смерть. Турки считали, если духовному отцу станет плохо, то все, увидевшие это, морально сломаются, предпочитая смерть. Но на самом деле, смерть не пугала армян, они все равно оставались верными Богу.

Священника Тер-Асатура из селения Кармир, в полуудавленном состоянии повесили, потом вынули из петли и потребовали, чтобы он указал место, где хранится оружие. Он стойко держался, за что его жестоко избили, затем отпустили, чтоб он отвел их к оружию. Священник убежал, и бросился в колодец, откуда его тут же извлекли и после продолжительных истязаний размножили ему голову топором.

Среди жертв переселенцев оказались и те, кто решил сменить религию. Некоторые отчаявшиеся армяне, для спасения своей жизни, выражали готовность принять ислам. Но каждый город имел свои законы обращения, так, например, в Сивазе всем, пожелавшим принять мусульманство, предлагали отдать своих детей до 12 лет правительству, и переселиться туда, куда укажет власть. А в Харпутском вилайете переход в ислам не допускался для мужчин, а новообращенные армянские женщины должны были быть готовы выйти замуж за мусульманина. Поэтому много армянских женщин вместе с младенцами бросались в Ефрат, река стала могилой для многих тысяч армян. Среди турков были и те, кто щадил армянские семьи, оставляя их в живых. Но в каждую такую семью поселялся один турок, который и был полным хозяином всего имущества и господином для членов семьи.

Резня армян на территории большой григорианской церкви в Урфе, где были убиты 3500 христиане: из них 1500 были убиты в церкви, где они укрывались «Армянские погромы и турецкая тирания», стр. 100

В частных письмах представителей турецкого правительства неоднократно упоминается страх по отношению к армянам: «Надо убить всех, в противном случае, они нам отомстят», «если героизм и бесстрашие армянских женщин и детей проявляется в верности и преданности своему Богу, то, какие же сильные у них мужчины, надо уничтожить всех».

Один государственный служащий Турции, Шевкет-бей, рассказал, как один араб умолял отдать ему, примеченную им десятилетнюю девочку. Тогда турецкий военный остановил расстрел группы армян, вывел ее и сказал: «Я передам тебя этому человеку, и твоя жизнь будет спасена», но девочка побежала в сторону обреченных на смерть. Это повторилось несколько раз, никакие уговоры и обещания о сохранении жизни не помогли. Тогда турок спросил: «Почему ты осталась со смертниками? Иди к этому человеку, он будет относиться к тебе, как к дочери», на что девочка ответила: «Я дочь армянина, мои родители и близкие находятся среди тех, которых скоро убьют. Я не желаю иметь других родителей, не хочу пережить своих даже на один час». В слезах, но с улыбкой на лице, довольная, она побежала к родителям. Девочку расстреляли вместе с ними.

Кто сможет описать чувства, сжимающие сердце этой героической нации, которая удивила мир своей храбростью и отвагой. Народ, который не стал воспоминанием прошлого.

В мире нет ничего нового (Еккл.1:9,10). Подтверждением этого являются гонения и мучения христиан со времен геноцида армян. Спустя некоторое время все повторяется: еврейский Холокост, убийства христиан в Сирии, преследования в Нигерии, гонения в Пакистане. Христианам помогает вера, и лишь благодаря преданности верующих, спасется народ.

Фильм Майрик (Mayrig) историко-биографический фильм, где режиссёр Анри Вернёй на примере своей семьи рассказывает о геноциде, которому подверглось армянский народ в Османской Империи, и его жестоких и тяжких последствиях.


Спасенные верой: история семьи Шакарян

Кто наисчастливейшие люди на земле? Те ли это, у кого много денег, друзей, красоты, славы или доброго здоровья? Точного ответа дать, наверное, никто не может. Хотя есть на свете люди, которые считают иначе.

«Самые счастливые люди на земле» — именно так называют себя семья Шакарян. Но возможно ли это? Возможно! Семья, которая перетерпела немало боли, является истинным примером того, что Бог сохраняет своих детей, и что у Него есть самый лучший план для их жизни.

Резня христиан в Турции «Le Petit» journal, May 2 1909

Сегодня фамилия Шакарян ассоциируется с самым крупным молочным бизнесом в США, а также с Ассоциацией деловых людей Полного Евангелия (Full Gospel Business Men’s Fellowship International). Хотя они и известны, как бизнесмены, успешные люди и просто, как христиане, Шакаряны не всегда были такими.

Демос Шакарян старший родился в семье, которая переселилась в США из Армении. Его дед бежал из Армении, повинуясь пророчеству, которое было дано через 11-летнего русского пастуха. Этому подростку было открыто Духом Святым, что необходимо предупредить семьи в Армении о приближающейся резне армян турками. Дед Демоса Шакаряна последовал этому пророчеству, и переехал в Калифорнию, несмотря на то, что больше никто не поверил в слова мальчика. Спустя несколько лет, в 1915 году, начался геноцид армян и, как нам сегодня известно, миллионы христиан были зарезаны за свою веру. Несмотря не вековую давность, этот геноцид — рана, которая до сих пор кровоточит.

В этой резне спаслись лишь единицы. Целью Турции было убить не только христиан, но и уничтожать армянский народ с лица земли. Они не щадили никого. Ни женщин, ни детей, ни пожилых людей. Они убивали безоружных. Армяне истреблялись тысячами. Особого внимания удостоилась интеллигенция. Всех ученых, писателей, великих поэтов, творческих людей убивали в первую очередь. Это было самое ужасное время в истории Армении, и именно эти события предсказал маленький мальчик, благодаря которому Шакаряны спаслись.

Тот факт, что пророчество помогло спасти жизни многих семей, объясняет, почему Демос Шакарян так сильно полагался на пророчества. Принадлежность к пятидесятнической армянской семье определила для него высокую ценность семейного союза. В отличие от других американских семей, Шакаряны всегда ходили на богослужение вместе: дети и взрослые.

Фотография, сделанная очевидцем ужасной резни армян

Демос Шакарян был человеком, чье сердце горело для евангелизации. Он поддерживал многие палаточные и уличные евангелизации. Он сам не был хорошим проповедником, считал себя лишь помощником. Он заметил, что, как только молодые мужчины становились успешными в бизнесе, то переставали ходить в церковь. Тогда Демос заключил с пастором сделку, и сказал ему: «Если ты соберешь мне 100 мужчин, я угощу всех цыпленком на поздний завтрак». Воскресным утром пастор собрал 100 мужчин на завтрак. Когда они поели, Демос Шакарян горел от любопытства, что будет дальше. У него не было жесткой программы.

Вдруг над головой одного молодого мужчины появился маленький язык пламени, как во время Пятидесятницы. Это было ему знаком: этого мужчину Дух Святой избрал на собрании сказать слово. И когда он передал ему слово, тот встал, и дал замечательное свидетельство. То же самое потом произошло и над головой другого человека, и Демос попросил его встать, и поделиться с присутствующими. Было такое ощущение, что и этот мужчина готовился заранее, настолько замечательным было его свидетельство из своей жизни, наполненное силой Святого Духа.

Так происходило на протяжении одного года. Но вместо того, чтобы эти собрания росли, они с каждым разом уменьшались. И накануне того, когда Демос собрался сказать: «Я так больше не хочу, я закрываю это собрание», вечером, когда он молился, Бог коснулся его и показал ему видение.

Он был поднят в Духе, и облетел землю. И хотя он летел в километрах над землей, но в деталях видел лица различных людей. Это были мужчины, женщины, дети, всех цветов кожи и возрастных групп. Видение состоялось из двух частей. В первой части миллионы людей стояли плечом к плечу. Лица у них были каменные, безжизненные, несчастные. И хотя они стояли плечом к плечу, у них не было друг с другом никакого контакта. Они смотрели прямо перед собой, не моргая, и ничего не видя. Полный ужаса он понимал, что они были духовно мертвы… И под этим впечатлением он громко вскрикнул: «О, Господь, помоги мне!» Затем Демос обогнул земной шар еще раз.

Во второй части под ним вновь были видны миллионы людей. Но, что за поразительная разница! На этот раз головы были подняты. Глаза светились от радости! Эти люди, которые прежде были так изолированы друг от друга, каждый в темнице самого себя, теперь были объединены любовью и поклонением в общении – повсюду смерть превратилась в жизнь. И в это мгновение Господь сказал ему: «То, что ты здесь видишь произойдет вскоре».

Это самое видение побудило Демоса Шакаряна основать Международное Объединение Бизнесменов Полного Евангелия и распространить Благую весть по всему миру. Сегодня это видение осуществляется: служения Демоса распространяются по всему миру, и сотни людей спасаются именно этим путём.

Как говорит сын Демоса, Ричард Шакарян, их успех и, самое главное, спасение от смерти связаны с тем, что их семья всегда полагалась на Бога, и пыталась ходить Его путями. Именно вера в Бога сохранила эту семью.

И они не единственные армяне, которые свидетельствуют о Божьем водительстве после того, как в 1915 году они бежали из Армении. Люди того времени во всем полагались на Бога, и благодаря этому, спаслись.

Так почему Шакаряны называют себя «наисчастливейшими людьми на земле»? Потому что они всегда следуют за Божьим замыслом и доверяются Ему во всем. Если бы 100 лет назад они не прислушались к пророчеству, которое дал им Господь, не было бы этой истории, не было бы Объединения христианских бизнесменов, через которое спасаются многие.

Семья Шакарян по-настоящему олицетворяет верность Бога. Они следовали за Ним, и Он спас их.

То же самое можно сказать и о народе Армении. Несмотря на их мучения и страдания, они не отреклись от Христа. И благодаря их верности, сегодня Господь поднимает эту нацию, даруя ей новую надежду.


Статья из журнала IN VICTORY подготовлена по материалам aif.ru, 316news.org, архива Музея геноцида армян.

При оформлении использованы фотографии архива Музея геноцида армян

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.