Ненавидеть так, как Иисус ненавидел

Интервью с Сарой Самнер – бывшим деканом Теологической семинарии Тозера – о необходимости вернуть церквям “здравую дозу праведного гнева”.

В юности Сара Самнер никогда не позволяла себе гнева… пока не развелись ее родители, когда ей исполнилось уже 22. Это грустный опыт, однако, вдохновил ее на написание докторской диссертации (Евангельская Школа Божественной Троицы), которая в конечном итоге трансформировалась в книгу “Гневаться как Иисус – Его пример, чтобы зажечь в нас моральное мужество” (Angry Like Jesus: Using His Example to Spark Your Moral Courage).

Почему для Вас так важна тема благочестивого гнева?

За многие годы работы в различных христианских организациях я насмотрелась на лукавство, компромиссы с грехом, на упорное нежелание свершать работу христианскими методами. И всегда находились люди, которые все это покрывали – что глубоко меня возмущало. Я не говорю о несдержанном, импульсивном гневе, когда мы хлопаем дверью. Меня интересует тема такого гнева, который мотивирует нас исправлять все плохое конструктивно, стратегически.

В чем разница между греховным гневом и благочестивым?

В отличие от греховного гнева, святой гнев основан на доверии Богу. Греховный гнев исходит из гордости, в то время как благочестивый гнев проистекает из смирения. Греховный гнев порождает зло, в то время как благочестивый гнев питает отвращение к злу. Но главное отличие заключается в том, что благочестивый гнев основан на любви. Речь не идет о самоправедности.

В своей книге Вы соотносите благочестивый гнев с такими добродетелями, как вера, любовь и надежда. Как гнев может выражать эти качества?

Благочестивый гнев невозможен без веры – хотя бы потому, что проявлять гнев весьма рискованно. Ведь гнев (хоть и праведный) обязательно вызовет определенную волну критики. Вам нужна уверенность, что Бог на вашей стороне – какой бы негативной ни была реакция людей.

Божий гнев является хранителем любви. В Пс. 7:12 написано, что Бог – праведный Судья, Который “всякий день строго взыскивает” (в англ. переводе “являет гнев каждый день”). Руководствоваться праведным гневом – значит отстаивать правду ради славы Божьей.

Благочестивый гнев дает надежду. Слишком часто люди теряют надежду из-за ощущения, что ничего не могут поделать со злом. Однако это не так. Мы всегда можем молиться. И не только. В большинстве случаев мы можем сделать что-то еще – поговорить с кем-то; вмешаться, не прячась в толпе.

Какое послание праведный гнев несет тем, кто прилепился к греху?

Сердцевина каждого греха – ложь. Когда люди грешат, они склоняются перед ложью. Праведный гнев ненавидит ложь и является борьбой за то, чтобы заменить ее правдой. Мы склонны верить той лжи, что наши проблемы и хронические грехи “больше” Бога. Но в 1 Ин. 3:20 написано, что “Бог больше сердца нашего”. Господь может изменить наше сердце.

Вы утверждаете, что всякий гнев на Бога является греховным – даже когда мы страдаем. Почему гнев на Бога – это всегда неправильно?

Если Бог в Своей провиденциальной воле допустил в нашей жизни боль, будет грехом восставать против этого. Люди заблуждаются, когда говорят: “У меня такие близкие взаимоотношения с Богом, что я могу спокойно высказывать Ему все, что хочу, – только роднее становимся”. В Ис. 45:9 написано: “Горе тому, кто препирается с Создателем своим”.

Гнев на Бога подразумевает, что Бог делает что-то неправильно. Но Он свят. Его невозможно представить в роли обвиняемого. В нашей голове иногда гнездится ложь: “Было бы намного лучше, если бы этой боли не было в моей жизни”. Но вы не можете этого знать. К тому же, Иисус назван “Мужем скорбей, изведавшим болезни”. И если мы следуем путем Мужа скорбей, то должны быть готовыми и сами “изведать” скорби.

В своей книге Вы упоминаете термин “inirascibility”, который Аристотель определял как “недостаток гнева”. Почему Вы считаете весьма опасным такой “недостаток”?

“Inirascibility” (букв. “не-вспыльчивость”) означает спокойствие именно тогда, когда мы должны гневаться. В 1 Цар. мы читаем о священнике Илии, у которого не было достаточно праведного гнева, чтобы обуздывать своих сыновей. Его сыновья, будучи священниками, занимались священнодействием, но оскверняли святость скинии своими грехами. И всякая скверна, которую они творили, оскверняла каждого, кто соприкасался с ней.

Подобное происходит всегда, когда мы сквозь пальцы смотрим на коррупцию. Рим. 12:9 содержит повеление “отвращаться зла” (букв. «ненавидеть зло»). Многие христиане хвалятся тем, что «всех любят» и «никого не осуждают». Но если мы не будем питать отвращение к злу, то неизбежно станем соучастниками зла.

Как может сказаться на церкви недостаток праведного гнева?

Многие библейские тексты типа “нельзя” (делать зло), “не делай (зло)” практически выхолощены (а то и прямо отвергнуты) из-за чрезмерных компромиссов. Мы должны ненавидеть зло и говорить истину, когда замечаем что-то сомнительное, греховное, незаконное. Требуется большая моральная смелость, чтобы делать правильные вещи – даже если придется заплатить за это высокую цену. Но очень скоро мы поймем, что Бог на нашей стороне.

Голос Истины по материалам ChristianToday

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.