
Я говорил о том, что главный источник сил в нашей борьбе с грехом и освящении — не самокопание, а взирание на Христа. А недавно я натолкнулся на интересное подтверждение со стороны известного пастора и богослова Джона Пайпера.
Вот что он пишет на примере анализа жизни автора многих классических гимнов Купера, страдавшего депрессией и подверженного чрезмерному самокопанию:
«Исследование самих себя является делом необходимым, здравым и библейским, когда им занимаешься время от времени. Но для того, чтобы быть морально здоровым, большую часть жизни необходимо проводить, сосредоточив внимание своего разума на достойных вещах, не касающихся нас самих. Во время моей учебы в университете Уитона один очень мудрый и жизнерадостный преподаватель литературы, Клайд Килби, показал нам путь к достижению духовного здоровья. Однажды он сказал: «Я не буду унижать свою собственную уникальность завистью к другим. Я перестану копаться в себе и не буду выяснять, к каким психологическим и социальным категориям принадлежу. Я должен просто забыть о себе и выполнять то, что должен».
Он узнал о важности самозабвения, ориентированного на окружающий мир, из трудов К. С. Льюиса и не раз обращал наше внимание на свое открытие. Душевное здоровье в значительной степени является результатом того, что человек практикует подобное самозабвение. Ведь чрезмерное копание в себе, увлечение самоанализом способно разрушить то, что имеет самое большое значение для нас – подлинное переживание того великого, что происходит за пределами нашего «я». Льюис понял это как никто другой в XX веке:
<…> Но из этого следовало, что любой «взгляд внутрь себя» в определенном смысле ошибочен. Мы пытаемся заглянуть внутрь своей души и рассмотреть, что там делается. Однако что бы там ни происходило, этот процесс прекратился в тот самый момент, когда мы «обернулись», чтобы его рассмотреть. И тем хуже, что «взгляд вовнутрь» не натыкается на пустоту – он обнаруживает все то, что остается, когда прерывается обычная работа души, то есть чисто умственные образы да физические ощущения. Огромная ошибка заключается в том, что этот след, осадок или побочный продукт подменяет саму умственную деятельность.
О, как опасно обращать чрезмерное внимание на свое внутреннее состояние! Это усугубляет то плохое, что есть в нас, и препятствует развитию всего доброго, а иногда даже уничтожает его».
Джон Пайпер. Верные Богу: Таинственная улыбка Бога. Т. 2: Плод страданий в жизни Джона Буньяна, Вильяма Купера, Дэвида Брейнерда. Grace Publishing, 2007. С. 126–128.
Автор: Алексей Прокопенко