Что такое свобода воли и есть ли она у человека

В качестве наказания за преступление человека лишают физической свободы. Если с этим термином сложностей не возникает, то с понятием «свобода воли» не все так просто. До сих пор нет единого мнения, обладает ли человек этой самой свободой воли, а если так, то, что это такое?


Сергей Головин: свобода не может быть безграничной по определению

Сергей Головин, президент Христианского Научно-апологетического Центра, президент международного просветительского общества «Человек и христианское мировоззрение», декан Межвузовского факультета апологетики христианства, член редакционной коллегии журнала «Богословские размышления», в своей книге «По образу и подобию» пишет:

Естественным пониманием слова «свобода» является возможность делать то, что хочется, — поступать в соответствии с собственной волей. Любые наши действия, согласующиеся с нашей волей, будут свободными. Если же нам приходится делать что-либо, что вне нашей воли, такие действия свободными не являются. Наша воля служит исходной естественной границей нашей свободы. Таким образом, оказывается, что свобода не может быть безграничной по определению. Она изначально ограничена нашей же собственной волей. 

Именно наша воля играет определяющую роль по отношению к нашей свободе. А потому логичным и естественным путем развития свободы будет развитие воли, ее ограничивающей. Ни отказ от собственной воли по рекомендациям буддизма или толстовства, ни беспредельное распространение воли по рецептам Ницше не помогут. Эти идеи утопичны, поскольку без воли нет и свободы. Так что, если мы стремимся к совершенствованию своей свободы, единственный эффективный путь для этого – совершенствовать свою волю. Это же, в свою очередь, требует проверочного эталона – воли совершенной. Ни воля отдельного человека, ни коллективная воля нации, класса, партии или общества таковой не является. Совершенная воля может быть только идеальна, абсолютна и трансцендентна. Это – воля Божья. 


Джозеф Маттера: чрезмерный упор на свободу воли приводит к теологии прогресса и открытому теизму

Джозеф Маттера, основатель Коалиции Апостольских Лидеров Соединенных Штатов (United States Coalition of Apostolic Leaders)

Свобода воли и ответственность человека выходят на первое место, что порой подрывает суверенитет Господа. Такая точка зрения приводит к поверхностному толкованию мест Писания, касающихся высшего призвания и избрания (Рим. 8.29, Еф.1.4), замене предопределения предвидением.

Кроме того, чрезмерный упор на свободу воли приводит к теологии прогресса и открытому теизму, который учит, что Бог на самом деле не обладает полным знанием о будущем, которое до конца никому не может быть известно. Если свободе воли придается такое большое значение, становится очень трудно поверить в актуальность Писания. Если Бог Сам всё еще учится и растет в процессе развертывания будущего, то очень трудно по-библейски смотреть на экономику, науку, политику, законодательство, этику, мораль, семью и вопросы сексуальной ориентации, поскольку становится невозможно иметь вневременные универсальные принципы, которым мы можем доверять! И наконец, если Бог не обладает суверенитетом, то человечество наполовину автономно, что исторически уже распахнуло двери либеральной теологии.


Геннадий Нефедов: некоторые виды свобод безнравственны с точки зрения Библии и общечеловеческой морали

Протоиерей Геннадий Нефедов, настоятель храма Богоявления в Китай-городе, церквей Покровского округа города Москвы, ректор Московской регентско-певческой семинарии:

Не всякое проявление свободы является нравственным. Некоторые виды свобод безнравственны с точки зрения Библии и общечеловеческой морали. Даже самые ярые защитники свобод согласятся, что человек не имеет права “делать все, что он хочет”. Люди нередко движимы злыми, беззаконными, аморальными и даже извращенными желаниями. Дать свободу таким желаниям – значит привести человечество к хаосу и самоуничтожению. Поэтому существуют законы, тюрьмы, наказания и т.д. Свобода не может существовать без ограничений. Мы будем лишены, например, свободы иметь собственное жилье, если у других будет “свобода” посягать на наше жилье.

Существует также “дикая, бессмысленная свобода”. Представьте табун диких лошадей, мчащихся, не зная куда и зачем. Такая свобода лишена нравственной ценности и смысла. Мы можем нестись по жизни галопом, нестись бессмысленно и дико, но такая свобода низводит нас на уровень животных.

Есть также “бытовая свобода” – в какой магазин пойти, что купить, куда пойти на прогулку и т.д. Такая свобода имеет довольно большую ценность. Она в каком-то смысле является базовой. Ее не отнимают даже в самых диктаторских странах. “Личная свобода” включает право выбирать профессию, супруга и многое другое. К сожалению, такая свобода нередко ограничивается диктатом родителей (особенно в некоторых культурах).

Но все эти перечисленные свободы, как правило, лишены важного нравственного элемента: жить для блага других. И важного духовного момента: жить для Бога.

Нравственная свобода заключается в добровольном решении посвятить свою жизнь какой-то благой цели. Такая свобода добровольно принимает на себя ограничения ради достижения этой цели. Например, кто-то решил стать врачом-миссионером. Он отказывается от многих удовольствий, от комфорта и развлечений. Он целыми днями напряженно работает, оканчивает учебное заведение и едет в дикое племя с благими целями.


Артур Пинк: Святой Дух в избранных Божьих производит «хотение и действие по Своему благоволению»

Артур Пинк, английский протестантский экзегет и ученный кальвинистского направления. Издатель журнала «Изучение Писания» (Studies in the Scriptures)., из книги «Божественный суверенитет»:

«Потому что Бог производит в вас хотение и действие по Своему благоволению» (Фил. 2:13).

Сегодня существует большая неразбериха в вопросе о природе и силе воли падшего человека, ошибочного взгляда придерживаются даже многие из детей Божьих. Самый преобладающий взгляд сегодня, которому учат с большинства кафедр, следующий: человек обладает «свободной волей», и спасение приходит к человеку в результате сотрудничества его воли со Святым Духом. Отрицать «свободную волю» человека, то есть его силу воли выбирать добро, и естественную способность принимать Христа, означает впасть в немилость даже в глазах тех, кто признает себя ортодоксами. Тем не менее, Писание заявляет:«Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим. 9:16). И снова Слово говорит: «Нет разумеющего; никто не ищет Бога» (Рим. 3:11). Разве Христос не говорил народу: «Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь» (Иоан. 5:40). Да, но некоторые пришли к Нему, некоторые приняли Его. Это так, но кто были эти люди? Евангелие от Иоанна 1:12,13 говорит нам: «А тем, которые приняли Его, дал власть быть чадами Божьими, которые не от крови, ни от хотения мужа, но от Бога родились»

Но разве Писание не говорит: «Желающий пусть приходит»? Да, говорит, но означает ли это, что все люди без исключения имеют это желание придти ко Христу? Что же на счет тех, которые не придут! «Желающий пусть приходит» предполагает, что падший человек имеет в себе такую же внутреннюю силу придти, как и человек с иссохшей рукой, исполнить повеление: «Протяни руку твою». В себе и от себя, в человеке есть только лишь сила отвергнуть Христа, но у него нет силы принять Его. Почему? «Потому что плотские помышления суть вражда против Бога» (Рим. 8:7), потому что сердце человеческое ненавидит Бога (Иоан. 15:18). Человек выбирает то, что согласуется с его природой, и поэтому перед тем, как он пожелает выбрать нечто Божественное и духовное, ему должна быть дана новая природа, другими словами, он должен быть рожден свыше.

Можно задать вопрос: «Разве Святой Дух не побеждает человеческую враждебность и ненависть, когда убеждает грешника в его грехах и его потребности во Христе, не производит ли Он такого убеждения в погибающих?» Такая речь выдает замешательство мыслей: если бы враждебность была действительно побеждена, то грешник сразу же побежал ко Христу, то, что он не делает этого, свидетельствует о том, что враждебность остается. То, что многие люди через благовестие осуждаются Святым Духом, и тем не менее погибают, по-прежнему остается печальным фактом. Таким образом, необходимо не упускать из виду то, что Святой Дух делает нечто большее в избранных Божьих. Он производит в них «хотение и действие по Своему благоволению» (Фил. 2:13).


Наш выбор определен нами самими. Это самоопределение, которое и является сущностью свободы

Христианский интернет-журнал «Библия учит»: 

Каждое принятое мною решение чем-то обусловлено. У него есть какое-то основание, причина, за которой всегда стоит мое желание. Все это очень похоже на детерминизм. Но это не так! Детерминизм учит тому, что нашими действиями полностью руководит нечто от нас не зависящее, внешнее, заставляя нас делать то, чего мы не хотим. Это принуждение, а принуждение и свобода — понятия противоположные.
Но каким образом наш выбор может быть и обусловленным, и не принужденным? Дело в том, что наш выбор обусловлен тем, что находится внутри нас, — тем, что мы есть, и тем, чего мы желаем. Наш выбор определен нами самими. Это самоопределение, которое и является сущностью свободы.

Богу нужно изменить наше сердце, чтобы мы могли признать Христа своим Господом. Он так и делает. Он дает нам желание следовать за Ним, которого иначе мы не имели бы. И тогда мы выбираем Его, осуществляя свое желание. Мы свободно выбираем Его, потому что мы хотим сделать этот выбор. Это и есть чудо Его благодати.


Джек Котрелл: Общее Божье провидение позволяет людям принимать собственные решения и идти их собственным путем по ходу истории

Джек Котрелл, христианский теолог, философ и автор многих книг по христианской философии, доктринам и теологии. Был профессором богословия в Христианском университете Цинциннати с 1967 г.:

Бог уважает полноценность той свободы, которой Он наделил человеческих существ, и не вмешивается в их решения, пока того не требуют намерения Его особого провидения. Поэтому, сотворив существ со свободой воли, Бог дает слово и составляет завет с человеком, позволяя человеку быть тем, кем он был создан, даже если это значит, что иногда его решения будут противоречить тем решениям, которые Бог принял бы, если бы в Свое время решил самостоятельно предопределять все происходящее. 

* * *

Общее Божье провидение позволяет людям принимать собственные решения и идти их собственным путем по ходу истории. Но вот смысл провидения особого заключается в следующем: когда оно того требует, Бог вмешивается, чтобы влиять на человеческие решения, направлять их и управлять ими. Он вполне способен делать это так, чтобы Его намерения были исполнены.

* * *

Истинная свобода довольно ограничена, ограничена не только Божьим владычеством, но и нашей собственной конечностью и приобретенной нами греховностью.


Колонки — InVictory

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.