Почему царь Давид танцевал перед Господом и можно ли христианам танцевать?

Можно ли христианам танцевать на богослужениях? Являются ли танцы библейским способом прославления и поклонения Богу? Почему танец царя Давида был угоден Богу? Мы собрали мнения, чтобы найти ответы.


Макс Лукадо, христианский писатель (США) в книге «Выйди навстречу своим Голиафам»

Давид скакал изо всех сил пред Господом (2 Цар. 6:14). Кружился и вертелся. Он не ограничивался притоптыванием или движением головой в такт музыке. В описании его танцев на еврейском языке мы видим, как Давид кружится, подпрыгивает и буквально скачет. Это не шарканье ног и не изящный вальс. Давид — победитель великанов стал Давидом-танцовщиком. Он задает тон всему праздничному шествию.

Более того, он снимает с себя все, кроме ефода, льняного священнического нагрудника. Это священническое облачение по конфигурации похоже на длинную футболку. И прямо там, перед Богом, перед жертвенником и всеми людьми Давид снимает с себя все, кроме священнической исподней рубашки. Представьте президента США, который выбегает из Овального кабинета и вприпрыжку, пританцовывая, кружит по центральной улице в нижнем белье.

Давид танцует, а мы отступаем. Мы задерживаем дыхание. Мы знаем, что сейчас произойдет. Мы уже читали про Озу. Мы знаем, что Бог делает с непочтительными и дерзкими людьми. Совершенно очевидно, что Давид не обращает ни на что внимания. Вот он в полном присутствии Бога и Божьего народа танцует зажигательные танцы в исподнем белье. Можете спокойно вызывать представителя похоронного бюро. Прощай, царь Давид. Тебе пришел конец. Приготовься к самому худшему.

Однако ничего подобного не происходит. Небеса молчат, а Давид продолжает кружиться, скакать, а мы ничего не понимаем. Разве такие танцы не возмущают Бога? Что такого есть у Давида, чего не было у Озы? Почему небесный Отец не гневается на Давида?


Клайв С. Льюис, богослов, апологет, писатель, профессор (Англии) в книге «Размышления о псалмах»

Мы знаем, что Давид плясал перед ковчегом. Плясал он так самозабвенно, что одна из его жен (которая была современней, но не лучше его) решила, что он ставит себя в смешное положение.

Давид об этом не думал. Он радовался Господу. Тут мы вспомним, что иудаизм был одной из древних религий. Это значит, что «внешностью» своей он больше походил на язычество, чем на ту скованность, ту осторожность, ту почтительную приглушенность, которая связана у нас со словом «религиозный».

В одном смысле это отделяет его от нас. Мы бы не смогли присутствовать при древних обрядах. Все храмы на свете, от прекрасного Парфенона до святого храма Соломонова, были священными бойнями (даже иудеи не могут к этому вернуться, они не строят храма и не возобновляют всесожжения). Но и тут все не так просто: в храмах пахло кровью, пахло и жареным мясом. В них было не только страшно, в них было уютно и празднично.

В детстве я думал, что Иерусалимский храм был как бы кафедральным собором, а синагоги – приходскими церквами. Это не так. То, что происходило в синагогах, было совсем не похоже на происходившее в храме. Там собирались, учили, толковали Закон, обращались к народу (см.: Лк 4:20; Деян. 13:15). В храме совершали жертвоприношения; именно в нем служили Яхве.

Наши церкви – наследницы и храма, и синагог: проповедь восходит к синагоге, таинства – к храму. Иудаизм без храма искалечен, неполон; христианским же храмом может стать сарай, палата, комната, поле.

Я больше всего люблю в псалмах именно то, из-за чего плясал Давид. «Это» не так чисто и не так глубоко, как любовь к Богу, которой достигли великие мистики и святые новозаветных времен. Я их не сравниваю, я сравниваю радость Давида и прилежное «хождение в церковь». При таком сравнении она удивляет и непосредственностью, и силой. Читая, мы завидуем ей и надеемся ею заразиться.


Интервью с участниками христианской танцевальной группы «Нарния»


Василе Филат, пастор Церкви «Благая Весть» в Кишинёве, руководитель ассоциации «Наставление из Слова — Precept Ministries» в Молдове

Новый Завет не говорит нам о танцах в первой церкви. Не знаю, и нет на страницах Нового Завета описания случая, где бы танцевали во время поклонения в первой церкви, но и не знаю заповеди, в которой бы Бог запрещал это. Возможно по этой причине… Танец входит в список «спорных вопросов».

Теме спорных вопросов Апостол Павел посвятил целую 14 главу послания Римлянам и написал следующее: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его» (Рим.14:1-3).

Итак, Бог принял и одного и другого, хотя они не могут принять друг друга и в своем уме не могут вместить, как другой делает то, что делает.


Виктор Федоров, бизнесмен, меценат, заведующий отделом христиан-предпринимателей церкви ХВЕ Украины

Мы встречаем в Библии, наоборот, отрицательные истории, связанные с танцами, а соответственно — поклонениями идолам или человеку, но не Богу:

1.Аарон сделал золотого тельца.

2. На горе Кармил было сражение лжепророков и пророка Господнего Илии.

3. Дочь Иродиады плясала перед царем, угодила ему и в вознаграждение получила голову, Иоанна Крестителя.

Если рассматривать культуру славянского народа, то обычно танцы были присущи при поклонении языческому божеству Ярыле, там присутствовал алкоголь, мирские развлечения. Причем, как в славянском народе, так и в еврейском народе считалось не приличным, чтобы царь плясал перед народом. Наоборот, для этого занятия были специально наученные рабы или рабыни. Точно также из истории Киевской Руси и Царской России мы можем взять пример, когда было крепостное право — феодалы для своей забавы держали крепостных певцов, музыкантов и танцоров. Эти люди не знали Бога, поэтому им нужны были душевные забавы, чтобы на время заменить пустоту в своих сердцах. Сегодня те, которые не знают Бога, чтобы заглушить свое одиночество, пустоту, депрессии, развлекаются в ночных барах, на дискотеках и других заведениях, где присутствует алкоголь, танцы и другие развлечения. Если мы не живем в святости перед Богом, мы оскорбляем Духа Святого, тогда сила благодати не действует в церквях и некоторые служителя, имея теплое состояние перед Богом, ввели в церковные служения танцы, сценки, барабаны. Духа Святого барабанами и танцами нельзя заставить действовать, а только когда мы умаляемся сердцем, тогда действует Дух Святой.

— — —

Как разобраться, кто прав, а кто не прав? Одни говорят: нужно, чтоб сестры покрывали голову и члены церкви склоняли колени, а другие говорят, что нужно вводить новые формы поклонения с плясанием, сценками, барабанами и украшением залов. Для меня просто — если Сила Духа Святого действует в дарах Духа Святого, там больше порядка. Апостол Павел в 1-м послании к Коринфянам, главе 2 написал: «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией».


Алексей Коломийцев, учитель и пастор церкви «Слово благодати» (США)

Библия не приводит ни одного случая, где дети Божьи танцевали, поклоняясь Богу в храме. Единственных случай подобия религиозных плясок Израильтян описан в момент их поклонения золотому тельцу, которого они сделали, отступив от Бога (Исх. 32:1-6). Кроме того, Ветхий Завет приводит подробное описание порядка Богослужения, предписывая в деталях, то, что должно совершаться в скинии и в храме. Здесь опять, танцы вообще не упоминаются. Новый Завет также ни разу не говорит о танцах в контексте богослужения. Описывая богослужения первой церкви, Лука говорит, что верующие пребывали: «В учении апостольском, в общении, в преломлении хлеба, и в молитве» (Деян. 2:42), опять, ни слова не сказано о танцах.

Вышеприведённые факты позволяют считать, что, призывая прославлять Бога танцами в псалмах 149 и 150, Давид имел в виду социальный, а не богослужебный контекст жизни своего народа. Другими словами, Давид призывал Израильтян прославлять Бога всегда и везде, даже тогда, когда они отдыхали и веселились в социальном плане. Об этом же говорит и Новый Завет. Апостол Павел в послании к Колоссянам пишет, «И всё, что вы делаете, словом или делом, всё [делайте] во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» (Кол. 3:17).

Таким образом, можно твёрдо сказать, что Библия не допускает танцы на Богослужении. Церкви, практикующие это, не имеют на это Библейского основания. Практика ритуальных танцев, пришла в современные христианские церкви харизматического толка не из Библии, но от их тенденции к экстатической форме поклонения, в которой человек полностью погружается под контроль эмоций, теряя при этом способность разумно контролировать себя.


Михаил Самсонов, раввин Винницкой еврейской мессианской общины

Возможно ли вообще прославлять Бога в танце? Не является ли это чем-то заведомо недуховным? Лично я считаю, что Богу Израиля нравится, когда верующие славят Его в танцах. Почему я так думаю? Ну, хотя бы потому, что в Писании существуют призывы (!) славить Бога в танцах. Вот небольшая подборка мест из Библии, где в оригинале стоит слово «танец, хоровод»:

«И Ты обратил сетование мое в ликование, снял с меня вретище и препоясал меня веселием» (Пс.29:12).

«Ликование» — здесь, это «танец, хоровод». Как видите, по данному стиху, Сам Бог преобразовал печальное состояние в радостный танец!

«да хвалят имя Его с ликами, на тимпане и гуслях да поют Ему» (Пс.149:3).

Мы еще не забыли, что все Писание – Слово Бога? Так вот, Сам Всевышний указывает на то, как надо Его славить. «Хвалят с ликами» здесь – это восхваляют в хороводе.

«Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе» (Пс.150:4).

Тоже указание на то, как надо славить Всевышнего. И тоже самое слово «танец, хоровод», как и в предыдущих выдержках из Библии. Сегодняшние верующие, в основной массе своей, ничего не имеют против органа в прославлении, разных струнных инструментов, против труб и барабанов. Но, вот насчет танцев они имеют предубеждение. Не странно ли?


Алексей Батанов, молодежный лидер церкви «Новая жизнь» (г.Симферополь)

«Когда я думаю о том, как танцевал Царь Давид, полагаю это было что-то очень похожее на этот клип»:


Колонки — InVictory

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.