Терпение, терпимость, толерантность. Как не предать свои убеждения и Бога

Снисходительного, мягкого, терпимого человека сегодня модно называть толерантным. Сегодня в обществе нас призывают быть толерантными и терпимыми ко многому. Но часто терпимость путают с терпеливостью и терпением, а ведь терпение – одна их христианских добродетелей. Как не попасть в эту ловушку? Где граница между терпением и терпимостью, между терпимостью и толерантностью? Надо ли быть толерантными к иному мнению, к другой расе, к противоположному полу? И не приводит ли толерантность и терпимость к предательству – своих убеждений и Бога? Мы собрали мнения служителей.

Бог призывает меня к терпимости. Он учит меня не судить. Прощать. Любить, даже врагов.

Юрий Сипко, пастор, экс-председатель Российского союза евангельских христиан-баптистов (Российский союз ЕХБ):

Живя в обществе, мы не только утверждаем и распространяем свои убеждения, свой образ жизни, но испытываем влияние людей, исповедующих иные взгляды и ведущих иной образ жизни. Если мы нетерпимы к нашим соседям, наши соседи нетерпимы к нам. Конфликт неизбежен. Его наследуют наши дети. Он перерастает в войну. Если мы терпимы, толерантны, мы естественно создаём атмосферу принятия и живём мирно, уважая друг друга. Мы не принуждаем наших соседей исповедовать наши принципы. Мы не унижаем их за ценности, которые они исповедуют. Они не принуждают нас исповедовать их принципы. И не осуждают нас, за то, что наши принципы отличаются от их принципов. Мы уважаем соседей, соседи уважают нас. Наши дети не воюют. Всем хорошо. Христос учит нас: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лук.6:31).

Это толерантность. Так она работает в Европе. Так она работает в Азии. Так она работает в России. Я хорошо отношусь к толерантности. Потому, что Бог призывает меня к терпимости. Он учит меня не судить. Прощать. Любить, даже врагов.

Антоним толерантности – нетерпимость, агрессивность. В жизни нашей это конфликты. На национальной почве. На религиозной почве. На бытовой почве. Это вражда. Это противно Богу. Слишком много слёз вокруг нас. Плачут сироты. Плачут разведённые влюблённые. Плачут осиротевшие старики. Это жертвы нетерпимости. Совсем недавно мы прекратили насиловать левшей. Ведь ломали, публично унижали в угоду безумию власти. Сколько ещё «левшей» в нашей стране, которые веруют не так, молятся не так, читают не то, думают не так, говорят не так.

Денис Кривошеев, дьякон «Церкви Святой Троицы» говорит о толерантности в христианстве.

Делать вид, что мы не замечаем грех, – это самое настоящее предательство: предательство молчанием

Максим Козлов, протоиерей, профессор Московской духовной академии и семинарии, первый заместитель председателя и главный инспектор Учебного комитета Русской Православной Церкви:

На мой взгляд, нужно отличать толерантность (хотя слово «толерантность» из какого-то «птичьего языка», но все мы понимаем, что стоит за ним) от соглашательства с грехом. Терпимость, в хорошем смысле слова, в том числе и веротерпимость, – это наше понимание того, что человек, придерживающийся иных, чем мы, взглядов, будет в этих взглядах коснеть. И если мы попытаемся его насильно и грубо от этих взглядов отвратить, то никакого положительного результата не получим, более того – результат будет прямо противоположный. Это касается не только вероучительных заблуждений, но и нравственной жизни человека, его мировоззрения. При попытках перешибить плетью обух ничего хорошего не выходит. Действовать нужно больше убеждением, примером и побуждением.

Но это не означает, что мы должны не замечать, как очевидным образом – жизнью и особенно соединением жизни и публичного призыва – пропагандируется грех. И вот тут делать вид, что мы ничего не замечаем, поддерживать с такими людьми отношения ради выгод, которые наше общение с ними может принести, стараться избегать проблем и конфликтов – это самое настоящее предательство – предательство молчанием.

Геннадий Мохненко, пастор Церкви добрых перемен, епископ, капеллан, основатель реабилитационного Центра для детей «Республика Пилигрим»: «Церковь и христианская общественность Европы все яснее осознают, что нужно с натиском безбожия и «тоталитарной толерантности» что-то делать».

Слов «толерантность» и «терпимость» нет ни в Ветхом Завете, ни в Евангелии

Елена Чуйко, газета «Добрая Весть»:

Слов «толерантность» и «терпимость» нет ни в Ветхом Завете, ни в Евангелии. Из уст Христа призывов к терпимости также никогда не звучало (не нужно путать с терпением). Иоанн Креститель не призывал к агрессии с несогласными его проповедями, но это не мешало ему называть лицемеров «порождениями ехиднины». Если бы речи апостолов были толерантны, возможно, они остались бы живы. Да и «толерантного» Иисуса, который соглашался с учением фарисеев представить сложно. А «толерантный» реформатор Мартин Лютер, «обидевший» церковь?

Истину нужно называть истиной, грех – грехом, а предрассудки и заблуждения – предрассудками и заблуждениями, в рамках современных представлений о приличиях, конечно.

Вы можете представить себе Иисуса, забрасывающего куриными яйцами грешника? Я – нет. Вспоминается библейская история с блудницей: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень». Этого было достаточно. Фарисеи и книжники разошлись, а Иисус остался – «Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши». Меняем блудницу на «других», отличных от нас, а камни на куриные яйца, и видим, что… история повторяется.

Важно быть терпимым и миролюбивым, а не беспринципным. Христова истина стоит того, чтобы мы, веруя, провозглашали ее убежденно. Что изменится, если наши оппоненты во всем согласятся с нами, а сексуальные меньшинства вдруг разом изменят свою ориентацию на традиционную, при этом так и не приняв Иисуса? Ответ один – они пойдут в ад. Спасает не праведная жизнь, а Христос. Он любит человека, а не грех. Забрасывая «куриными яйцами» и выплеснув из-за своего фасада гроздья гнева на «других», мы надежно перекрываем им путь к спасению.

 

Василий Ничик, руководитель отдела Общественных связей и религиозной свободы, магистр богословия университета Эндрюса (США), докторант практического богословия университета Эндрюса (США), говорит о границах толерантности.

Никогда толерантность и предательство не идут вместе

Александр Сатомский, иерей, пресс-секретарь информационно-аналитического отдела Ярославской епархии:

Никогда толерантность и предательство не идут вместе. Толерантность есть не что иное, как признание того факта, что человек может быть другим, отличным от меня во всем или многом. И такое принятие другого вовсе не означает соглашательства с человеком и его позицией. Я могу быть сколь угодно толерантен к инаковерующим, но это абсолютно не означает, что я с ними согласен.

Поведение должно характеризоваться терпимостью

Александр Бычков, христианский блогер:

Христианская терпимость в пораженном грехом мире неизменно простирается и за пределы христианской общины. Ведь христиане живут в этом мире, они должны подчиняться несовершенным законам государства. Они должны жить, работать бок о бок с неверующими людьми, людьми, разделяющими совершенно иные ценности, которые в своей сути противны христианским. В таком случае их поведение должно иметь некоторые направляющие. Ясно то, что они, как правило, не могут выйти из этого общества. Ясно и то, что они не могут перестать быть христианами, но обязаны, как своей жизнью, так и своими словами свидетельствовать о своей принадлежности Христу. Они обязаны относится к людям мира так, как хотели бы, чтобы относились к ним, обязаны делать им добро и уважать их. В то же время, они обязаны говорить правду, свидетельствовать об истине. Их поведение должно характеризоваться терпимостью.

Под видом толерантности христианство изгоняется из общественной жизни

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

В наше время, когда мир охвачен множеством конфликтов, когда на Ближнем Востоке, в Северной Африке, в некоторых других африканских странах погибает большое количество христиан, когда они уничтожаются целыми поселениями и городами с невероятной жестокостью, когда разрушаются их храмы и монастыри, когда мировое сообщество никак не может выработать общих подходов в борьбе с терроризмом… наши братья-христиане страдают и в Европе, и в других странах, где злой политической силой под видом толерантности христианство изгоняется из общественной жизни.


Колонки — InVictory

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.