Почему люди работают?

Выходной день – вполне подходящее время, чтобы подумать над вопросом: “А почему люди работают?”

Формула «работа ради досуга»

На этот вопрос экономисты не устают отвечать. Они часто используют формулу “работа ради досуга”.

На протяжении 20-го столетия экономика все больше оперировала математическими инструментами для решения экономических вопросов. Такой процесс моделирования упускает те моменты, которые важны для экономического анализа. Данный подход сосредоточен лишь на сложных математических моделях, вместо того чтобы понять, почему люди принимают решения касательно работы и как в индивидуальном порядке реагируют на стимулы.

Одним из негативных последствий такого типа мышления является формула “работа ради досуга”. Экономисты теоретизируют, что каждый человек ищет способы максимального использования для своего удовольствия определенной единицы времени, которую они потратили на работу. Именно для того, чтобы были средства для удовольствий, людям приходится обменивать часть досуга на рабочее время. Неоклассические экономисты даже вывели небольшое уравнение, чтобы понять, как и почему люди решают предоставлять свои услуги работников, и как долго хотят продлевать свой досуг, свое нерабочее время.

Этот взгляд предполагает, что все хотят как можно больше отдыхать (а не работать), но так как досуг не предлагает никаких финансовых источников, людям приходится работать – ведь только работа является источником дохода.

И все-таки, почему люди работают?

Сведение таких вопросов к формальным математическим уравнениям мало чем поможет в наших попытках понять, почему люди работают. Мы же как христиане призваны рассматривать свою работу в совершенно ином ракурсе. Для нас, христиан, работа – это нечто большее, чем то, что нам приходиться делать ради возможности выплачивать кредит или каждый год ездить на море.

Вот почему лучше говорить о работе с точки зрения призвания. Вы сотворены уникальной личностью и обладаете кое-чем, что можете предложить этому миру. Вы действительно наделены чем-то ценным, что можете отдать другим посредством своей работы и что может иметь непреходящую ценность для Царства Христа – даже если вы простой продавец гамбургеров.

Нам следует сфокусироваться на своих дарах, понять себя и молитвенно искать от Христа видения для своей жизни. Речь идет о том, как наилучшим образом использовать наши довольно скудные ресурсы – и самым дефицитным из них является наше время. Это также означает, что мы можем чувствовать ценность своей работы, получать от нее глубокое чувство удовлетворения, счастья. Писание ясно учит, что работа – это не только хорошее занятие, но и нечто такое, от чего, Бог хочет, чтобы мы получали наслаждение. В Екл. 2:22 написано: “Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?”

Если будем больше фокусироваться на своих дарах, то с большей вероятностью станем получать удовлетворение от своей работы. Один из важнейших экономических принципов, которые мы уже обсуждали, – это субъективная ценность. Мы по-разному оцениваем вещи. И это нормально, учитывая, что каждый из нас уникален. И это открывает практически неограниченный спектр возможностей того, как мы можем использовать свои дары для блага людей (при условии экономической свободы).

Формула “работа для досуга” вряд ли отражает эту концепцию. Она также не может объяснить, почему, несмотря на то, что отдых важен и необходим, работа также несет много позитивного – креативность, продуктивность и возможность служить другим. Работа может давать чувство глубокого удовлетворения, потому что она – одна из целей, почему Бог сотворил нас (независимо от того, платят нам или нет).

Современная культура предлагает иную концепцию работы, чем та, которую мы находим в Писании. Как коренная жительница Вашингтона, я видела худшие варианты мирского взгляда на труд. Люди работают по 80-100 часов в неделю, делая то, к чему не имеют призвания. Поэтому – несчастны. Они тяжело работают, чтобы иметь хорошие вещи, или ради власти, но не задумываются о том, какое влияние работа оказывает на их семьи.

Однако эти причины – неправильная мотивация для христиан. Не для этого они должны усердно работать. Мы безнадежно теряем возможность получать удовлетворение от своего труда, если работаем 100 часов в неделю, движимые неверными побуждениями. Это – вакуум, который никогда не заполнится; потому что всегда будет потребность заработать больше денег и больше приобрести вещей.

Осознание того принципа, что каждый из нас уникален, ценен и обладает чем-то особенным – что может предложить другим, – способно освободить нас от влияния современного взгляда на труд и позволит сфокусироваться на том, что Бог призывает нас свершать здесь и сейчас.

(Анна Брэдли)

Голос Истины по материалам Институт Веры, Работы, Экономики