Пять метафор церковного членства

Термин “членство” так часто используется, что уже во многом утратил свое истинное значение. Нередко под ним подразумеваются некие “привилегии клубного членства”. Члены сети “клубных” магазинов-складов имеют доступ к различным скидкам, льготным условиям. Члены загородных клубов отдыха получают возможность снизить сумму взноса. Если платишь “членские взносы”, то имеешь право “на что-то”.

Из-за таких разнообразных коммерческих взглядов на членство мы порою теряем из виду подлинную суть церковного членства. Мы можем даже противиться библейскому пониманию, поскольку привыкли рассматривать церковное членство сквозь призму экономического статуса и социальных привилегий. Однако такое отторжение библейского взгляда приводит к тому, что мирское представление о церковном членстве замещает библейское представление.

В каком-то смысле, Писание вообще не говорит о членстве. В симфонии вы не найдете слова “членство”. Некоторые считают, что церковь сама придумала членство, или что членство – это лишь вопрос традиции.

Но такой взгляд игнорирует богатое собрание библейских метафор, отражающих истинное понятие церковного членства. Давайте рассмотрим пять из них.

1. Посланники царского посольства Христа

Всеобъемлющей метафорой Церкви является царское посольство. Когда Иисус воссел одесную Бога, Он принял царство (Пс. 109). Его власть над небом и землей – царская, величественная власть (Мф. 28:18). И все, кто являются членами Церкви (вселенской), являются в то же время подданными Царя и Его посланниками. Если с Христом страдаем сейчас, то однажды будем и царствовать с Ним (Рим. 8:17; 2 Тим. 2:12).

В поместной церкви мы занимаемся делами Царства. Такие церковные установления, как крещение и Вечеря Господня, – царственные установления. Мы провозглашаем господство Иисуса и Его царственные повеления. Хотя не следует путать Церковь с Царством Божьим, мы, тем не менее, являемся гражданами этого Царства – теми, кому поручено провозглашать истины Божьего Царства и делать зримым Царя (своим уподоблением Ему).

Церковное членство – это видимое проявление принадлежности к народу, царем которого является Христос. Таким образом, принадлежность церкви является действом, имеющим прямое отношение к Царству. Каждая церковь является посольством Божьего Царства. Поэтому публичное отождествление с церковью – это публичное отождествление христиан с их Царем. Итак, метафора царства определяет церковное членство “царскими” терминами.

2. Дети в Божьей семье

Принадлежность к Божьему Царству можно рассматривать также и в семейном аспекте. Мы не просто граждане Божьего царства. Мы – сыны Божьи. Поместная церковь является “семьей веры”, поэтому церковное членство следует описывать и семейными терминами.

Если мы – дети Божьи (Ин. 1:12), то друг другу мы – братья и сестры. Некоторые из-за следования за Христом теряют семьи, но каждый, следуя за Христом, приобретает церковную семью – братьев и сестер (Мф. 19:29; Мр. 3:34-35).

По этой причине апостолы часто пользовались семейной терминологией (Тит. 2:1-8; 1Ин. 2:12-14) и призывали христиан к семейным отношениям (1 Тим. 5:1-2). Поместная церковь – это “дом Божий” (1 Тим. 3:15). Церковное членство, таким образом, является членством Божьей семьи.

3. Камни духовного храма

В Еф. 2:20 народ Божий описывается как храм, построенный “на основании Апостолов и пророков”. А в 1Пет. 2:5 члены церкви названы “камнями живыми”. Далее, в 1Кор. 3:16 Павел говоря о церкви в целом (а не об отдельных членах), задает риторический вопрос: “Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?”

Так как каждый в отдельности христианин является частью Божьего Храма, у него есть личный опыт пребывания в нем Духа Святого. Святая жизнь проистекает из этого святого единства. Поэтому мы, как “храм Бога живого”, должны очищать себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием” (2 Кор. 6:16; 7:1).

Церковное членство указывает на такое поклонение, которое учит ходить в святости с другими членами Тела Христова. Эта реальность, в свою очередь, приводит нас к следующей метафоре.

4. Члены тела Христа

Новый Завет неоднократно говорит о Церкви как о Теле Христа (1 Кор. 12:12-14; Еф. 5:23, 29-30; Рим. 12:5).

Оторванная рука способна некоторое время “жить”, но очень скоро она, отделенная от тела, умирает. В великой опасности находятся те, кто отделили себя от церкви. Разумеется, можно найти верующих, которые не ходят в церковь, однако это не является Божьим замыслом. Такая независимость смертельно опасна для духовной жизни.

В теле Христа верующие получают духовное питание от других членов церкви и сами используют дары, дающие другим жизнь (см. Еф. 4:11-16). Такая метафора Тела заменяет потребительский подход к членству принципом распорядительства и служения. Мы являемся членами одного Тела, поэтому должны заботиться друг о друге и отдавать себя на служение друг другу.

5. Участники грядущего брачного пира на небесах

Церковь – невеста Христа, а члены церкви – участники этого благословенного союза. Об этой брачной метафоре Павел говорит в Еф. 5:31-32. Сравнивая отношения Церкви и Христа с брачными отношениями, Павел не просто ищет аналогию с целью помочь мужьям и женам ладить друг с другом. Вполне можно рассуждать в обратном порядке: всякий брак символически указывает на брачное единство Христа и Церкви. Поместная церковь чем-то напоминает гарем, в котором Есфирь когда-то готовилась стать невестой царя. Нам также следует готовиться к брачному пиру, чтобы быть достойными встречать Господа.

Если выражаться не метафорически, то “обручение” с Христом (2 Кор. 11:2) – это еще один термин, раскрывающий суть ученичества, которое есть уподобление Христу, требующее постоянного обучения, покаяния. Как двое становятся в браке одной плотью, так и пребывание в союзе Церкви с Христом готовит каждого члена общины к “брачной жизни” в духовном смысле (Ис. 62:4; Отк. 19:6-9).

Восстановление истинного значения церковного членства

На первый взгляд, слово “членство” кажется непривлекательным – от него отдает чем-то потребительским, коммерческим. Тем не менее, понятие членства является полностью библейским и отражает реальность жизни во Христе. Родившись свыше, мы становимся членами Христовой царской семьи, членами Его Тела, живыми камнями Его храма и даже соединены с Иисусом духовными брачными узами. Эти метафоры позволяют совершенно по-новому взглянуть на суть церковного членства. Членство не есть нечто чуждое для церкви. Скорее, из «членства» (духовного единства людей) образуется поместная церковь.

Без членства под угрозой находится само существование Церкви. Библейское же понимание членства напоминает нам, кто мы есть и к чему мы призваны. Таким образом, членство лишь помогает церкви быть евангельской общиной, отображающей Божью силу и мудрость (Еф. 3:10-11).

Если коротко, членство не есть какое-то добавление к доктрине о церкви. Наоборот, оно делает церковь церковью – и для нас, и для будущих поколений.

Голос Истины по материалам The Gospel Coalition