Божья слава

Тема Божьей славы не является отвлеченным богословием. Она пронизывает все другие библейские темы и является мощным средством духовного роста и приближения к Богу.

Вот только несколько главных примеров важности концепции Божьей славы:

- Слава Божья – исключительно важный способ Божьего присутствия.

- Бог все делает для Своей славы – в том числе и искупительный труд (Рим. 9:23; Еф. 1:14).

- Слава Божья – средство и цель духовного преображения (2 Кор. 3:18; 2 Фес. 2:14).

- Слава Божья – один из путей познания Бога (Рим. 1:19-20).

- Слава Божья – важный метод душепопечения.

Таинственная Божья слава

Божья слава связана со святостью Бога, а также Его присутствием или эпифанией (богоявлением).

В видении, явленному Исаии, серафимы восклицали: “Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!” (Ис. 6:3) Святость проще всего понимать как отделенность (в том числе и от греха, всякой нечистоты), особенность, уникальность. “Нет никого, как Ты” – эти слова передают главную идею святости (Ис. 44:7; 46:9). И слава Божья является видимым подтверждением этому (Втор. 33:26). Посредством славы Божьей мы видим, что никто не обладает такой силой, мудростью, величием, как святой Бог. Явление славы Божьей побуждает нас восклицать “свят”.

Эмоции при созерцании Божьей славы можно передать современным восклицанием «вау!». Когда мы видим что-то потрясающее, первоклассное, неординарное, мы испытываем несколько секунд такой взрыв эмоций и адреналина, что не можем удержаться от возгласов «вау!», «ух ты!» «вот это да!». Но то, что длится только секунды на земле, будет длиться вечно на небе. Таким образом, восклицания четырех животных “свят, свят, свят” – это не тягостная повинность, а небесное «вау!». Мы не «должны будем» провозглашать «свят». Мы “просто не сможем” не восклицать эти слова. Ни одно зрелище, ни один цирк или шоу, ни один вид спорта, никакая демонстрация захватывающих трюков, виртуозной игры или каких-то поразительных способностей не сравнятся с той славой, которую мы будем созерцать всю вечность!

Если человек “славен” своим видом – например, обладает громадным ростом, внушительными мускулами, – то само его присутствие будет демонстрацией его славы. Это тем более касается Бога. Вот почему присутствие Бога в Библии – это почти всегда явление Его славы; а явление Его славы – это проявление Его присутствия. Если сравнить Исх. 33:18 и Исх. 33:20 (когда Моисей просит Бога показать Его славу), то становится понятным, что узреть славу Бога – значить “увидеть” Самого Бога.

Бог, обладая духовной природой, вторгается в наш весьма ограниченный мир с помощью тех славных образов, которые мы в состоянии понять – огонь, облако, свет, “шум многих вод”, гром и т.д. Часто слава Божья являлась в сверхъестественных деяниях – например, десять казней египетских, потопление фараона с войском в морской пучине, схождение огня на жертву и т.д.

Бог не только являл Свою славу эпизодически, но было время, когда эта слава «жила с народом» видимым образом. Такая видимая “пребывающая слава” получила особое еврейское название – Шекина. Речь идет о столпе огненном и облачном. Шекина была проявлением особой милости Бога к Израилю. Другие народы были лишены такой привилегии. Они могли видеть лишь “естественную” Божью славу в творении, природе.

Итак, слава Божья – это разнообразные явления СЛАВНОГО Божьего присутствия. Бог неотделим от Своей славы, поэтому увидеть Его славу – значит, в каком-то смысле увидеть Его Самого. Но явление славы Бога – это еще не явление Бога во всей Его полноте. Поэтому все тексты, говорящие о том, что «кто-то видел Бога» (Исх. 33:23; Ис. 6:5; Иов. 42:5), следует понимать в том смысле, что люди видели лишь славу Бога. Самого же Бога никто никогда не видел (Ин. 1:18).

Исключительная важность славы Божьей заключается в том, что в Ветхом Завете она была, практически, единственным способом “видеть Бога”.

Сокрытая Божья слава

Еще более таинственной и еще более величественной раскрывается в Библии идея сокрытой Божьей славы. Божье присутствие не всегда было видимым. В какой-то момент исчез столп огненный и облачный. Когда Соломон освящал храм, Бог еще явил Свою кратковременную видимую славу, но во времена восстановления храма после возвращения из плена облако уже не осеняло храм.

Однако слава Божья невидимым образом присутствовала в Иерусалиме вплоть до того момента, когда наполнилась чаша грехов отступнического израильского народа. О невидимом присутствии Божьей славы несколько раз пишет Иезекииль. Та слава, которую этот пророк видел вначале при реке Ховаре (Иез. 1) и затем в поле (Иез. 3:23), он видел затем в храме. Иезекииль был свидетелем невыразимо грустной картины: ухода невидимой Божьей славы из Своего жилища. Вначале она переместилась к порогу храма (Иез. 10:4), затем к Восточным воротам (10:19) и, наконец, поднялась над горой (11:23). Поразительно, что слава Божья невидимым образом пребывала в храме, несмотря на все гнусности идолопоклонства, которые Бог открыл Иезекиилю в видении. Можно предположить, что Бог скрывал Свою славу из милости к народу. Во-первых, видимая слава Божья могла уничтожить их (см. Чис. 14:10-12; 16:19-21; 16:42-45). Во-вторых, Писание открывает нам принцип: чем больше человек “видит”, тем более неизвинительно его упорство (Мф. 11:20-24).

После ухода невидимой славы Божьей из храма наступил период без-славия. В храме не было скинии. Не было никаких сверхъестественных явлений Божьего присутствия. Писание не упоминает ни одного явного чуда (в книгах, описывающих период после плена, Бог помогает Своему народу «естественными» способами). Израиль по милости Божьей как-то существовал, даже на короткое время добился независимости во времена Маккавеев, но души искренних верующих изголодались по славе Божьей.

И она пришла… в лице Иисуса Христа (Ин. 1:14). Интересно, что слово “пребывало” в этом стихе на греческом звучит как “скунэо” (отсюда слово “скиния”) и буквально означает “поселиться в палатке”. Итак, мы снова видим “Славу Божью, пребывающую в стане Израиля”. Иисус стал воплощенной Шекиной. Однако не все “видели” славу Христа, как “единородного от Отца”. Эта слава была в значительной мере сокрыта.

Само воплощение было поразительным фактом самоуничижения Бога (Фил. 2:7-8). А Его позорная смерть на кресте стала настоящим преткновением для евреев и “безумием” для язычников (1Кор. 1:23). Да, Христос демонстрировал Свою славу через чудеса и исцеления – и даже преобразился для избранных (и явился воскресшим), – но в общем Бог явил тогда Свою славу миру в самой неприглядной обертке. В наше время крест многие почитают. Он даже вошел в моду. Но во времена Нового Завета не было самого «лучшего способа» быть высмеянным и отвергнутым, чем предложить, например, в Риме, следующую новую религию: “Не верьте в Юпитера и других богов, но верьте в распятого Еврея!” Такое явление Божьей славы полностью противоречило мирским представлениям о славе. Слава Божья была явлена через “презренного” (в глазах язычников) Еврея, казненного самым позорным способом – способом, запрещенным для римских граждан (исключением было дезертирство или бунт).

Мы не будем подробно обсуждать причины такого униженного явления Божьей славы. Отметим, однако, что она стала причиной преткновения Израиля и его отступления ради спасения язычников (Рим. 11:11). Кроме того, увидеть славу в Распятом невозможно было без сверхъестественной работы Святого Духа. Слава Божья в одеянии позора была пробным камнем подлинного обращения. И этот пробный камень потерял смысл, когда распятие и крест стали почитаемы в римской империи.

Важно понимать, что распятие Христа было не просто неизбежным звеном, ведущим к воскресению. Сила заключается в самом “слове о кресте” (1 Кор. 16:18) – а не только в вести о воскресении. Другими словами, сокрытая, униженная Божья слава обладала невероятной силой.

Мы видим поразительную вещь: слава «в одеяниях позора» принесла намного больше пользы, чем видимая Божья слава в Ветхом Завете. Эту Славу в унижении – которая не только была распята на кресте, но и избрала своим жилищем несовершенные “глиняные сосуды”, т.е. нас с вами (2 Кор. 4:6-7) – Павел считает настолько превосходной, что слава Ветхого Завета по сравнению с ней “не оказывается славной” (2 Кор. 3:10). Парадоксально и невероятно! Вряд ли Моисей хотел бы увидеть славу Божью в виде позорной казни. Казалось, что на окружающие народы мог произвести впечатление Бог, Который ввергает врагов в пучину моря, а не казненный этими врагами позорным образом – оплеванный, избитый, поруганный. Но следует признать тот факт, что открытая слава Ветхого Завета не смогла исправить даже одну немногочисленную израильскую нацию, в то время как сокрытая слава униженного Христа изменила весь мир и направила историю человечества в новое русло. Эта слава действовала через измененные сердца – через дела веры, труд любви и подвиг терпения. Разумеется, придет время, когда Божья слава и слава Его народа будут явлены во всей полноте (Мф. 24:30; Рим. 8:18-19).

Христиане все время пытались «улучшить» неприглядную обертку Божьей славы. Крест позолотили, сделали его «великим» – красивым, модным и славным. Церковь, которую Иисус призвал идти крестным путем (т.е. дорогою позора – Мф. 16:24), всегда сталкивалась с искушением пользоваться славой денег, политического влияния, красивой архитектуры храмов. В наше время мир прославляет концепцию успешного лидерства и психологию – и Церковь часто питается рожками этой мирской славы. В итоге мы имеем весьма слабую Церковь на фоне мощного лидерства и изощренной психологии. А эти лидеры все чаще ищут славы себе и нередко “сгорают”, возложив на себя бремя сделать свое служение и свою церковь «славной» внешне – самое лучшее поклонение, самый красивый и большой храм, самая большая касса и т.д. Церковь же первых веков, состоявшая на 70% из рабов (1 Кор. 1:26-29), достигла несравненно больших результатов. Они знали, как проявлять славу Божью в «обертке позора». В 1 Кор. 4:9-11 Павел раскрывает подлинный “имидж” истинных служителей – они словно униженные, приговоренные к смерти пленники в триумфальной процессии (стали «зрелищем для мира»). Коринфяне же хотели «царствовать» (1 Кор. 4:8), что изобличало их плотскую позицию и духовную нищету. Их стремление к мирской славе отвергало, по сути, сокрытую, униженную славу Иисуса.

Отношение Бога к Своей славе

Хотя в наше время поощряются достижения и успех, подчеркивание своей славы воспринимается людьми по большей части негативно. Однако Бог прямо говорит о Своем ревнивом отношении к Своей славе и поощряет людей хвалить Его и славить.

Это когда-то вызвало затруднения у Клайва Льюиса. Он писал: “Когда я подходил к вере в Бога, и даже когда поверил, мне мешало, что нас вечно просят «славить» и «хвалить» Его. Особенно я удивлялся, что вроде бы и Сам Он это любит. Кому понравится человек, которому надо все время повторять, что он хороший, умный или красивый?”

Клайв объясняет далее (см. ссылку), что прославление Бога – это естественная реакция на Божье величие, что оно является также источником радости и наслаждения (для людей). Однако такое мнение не учитывает явные библейские тексты, показывающие ревнивое отношение Бога к Своей славе.

Один из самых ярких примеров мы находим в Ис. 42:8: “Я Господь, это - Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам”. Люди приписывали идолам те дела, которые совершил Господь, и это вызывало у Бога весьма негативные чувства. Первая заповедь “да не будет у тебя других богов” не несет строго нравственного содержания. Хотя поклонение идолам и приводит в итоге к аморальности (Рим. 1:21-24), языческая религиозная практика могла быть моральной и строгой – например, за утрату целомудрия весталок сжигали на костре. Однако Бог ставит запрет идолопоклонства на первое место в Десятисловии. И причина этому одна: ВЕЛИКИЙ БОГ не может позволить, чтобы Его славу отдавали ничтожным придуманным богам, идолам, за которыми стоят бесы (1 Кор. 10:20). Другими словами, идолопоклонство в каком-то смысле означает “забрать славу у Бога и отдать ее сатане”. Бог не будет этого терпеть. Он говорит: “Не отдам славы Моей”.

Хотя мы не должны слишком буквально воспринимать описания чувств Бога (так называемые “психологические антропоморфизмы”), следует, однако, признать: Богу неприятно, когда Его поносят, злословят и говорят о Нем плохо. Слава включает в себя не только объективные причины для восхваления, но и субъективное мнение других людей. Человек, которого оклеветали, не становится хуже, но теряет в обществе авторитет. Бог, хотя и не теряет «объективно» славы, мог быть “обесславлен” в глазах людей. Поразительно, но для Бога важно, чтобы Его имя было славно среди греховного, развращенного люда! (Мф. 5:16).

Почему Бог указывал сатане на праведность Иова? Он как бы хвалился Иовом. Благочестие этого праведника приносило Богу славу, и Ему “захотелось” указать на это даже врагу душ человеческих. Поражает, что мнение сатаны, кажется, было для Бога важным. Поэтому когда сатана подставил под сомнение мотивы Иова, Бог позволил Врагу излить на него жуткие страдания. Почему? Чтобы доказать сатане, что Он не напрасно хвалится Иовом. Если бы Иов согрешил и похулил Бога, это было бы поражением Господа в споре и Его бесславием.

Даже в вопросе спасения людей Бог руководствуется не только любовью, но (и даже в первую очередь) Своей славой. В Ис. 48:9, 11 написано, что Бог щадил народ не из жалости к нему, но ради Своей славы. Обратите внимание на слова “ради Себя” – они несут смысл “не ради тебя, Израиль” (ср. Иез. 36:22, 32). Разумеется, Богу было жаль Свой народ (об этом говорят многие другие библейские тексты), но когда речь идет о славе Божьей, то на ее фоне даже благополучие и спасение народа во многом теряет свое значение.

В Иез. 36:16-28 Бог говорит о помиловании, спасении, даровании нового сердца и последующих благословениях для народа-отступника. Но обратите внимание на главный мотив этой милости: “Бог пожалел Свое имя” (стих 21). Четыре раза говорится о том, что Божье имя “обесславилось” среди грешных языческих народов. Сам факт пленного, униженного и презираемого народа унижал Бога в глазах злых, грешных язычников. И Богу не было все равно.

Еще одним ярким примером ревнивого отношения Бога к Своей славе являются слова пророка Нафана, сказанные Давиду: “Но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын” (2 Цар. 12:14). Главная причина смерти невинного младенца – не тяжесть самого греха, не желание наказать Давида, но посягательство на Божью славу!

С точки зрения людей, Божьи деяния вращаются вокруг спасения душ людских. Но с точки зрения Бога, центром Его великих дел (в том числе и спасение людей) является Его слава.

Отношение людей к Божьей славе

Неверующие люди не видят Бога, созерцая Его славу в природе. К тому же, как выразился Павел, все люди из-за греха “лишены Божьей славы” (Рим. 3:23). Эти слова мы привыкли смутно понимать как утрату некоего Божьего достоинства в нас или как “не-достижение Божьих стандартов святости”. Но в контексте библейской истории Божьей славы этот текст лучше понимать буквально: Бог лишил нас, грешников, Своей славы. Обратите внимание: грех не просто лишил нас счастья, хорошей экологии, крепких семей и честного правительства. Из-за греха мы лишены самого ценного – Божьей славы.

Народ Божий во времена Моисея предпочитал столпу огненному и облачному мясо, чеснок, рыбу и т.д. (Чис. 11:4-6). Созерцая каждый день видимое явление Божьей милости и силы (Шекину), вечно недовольные евреи плакали, упрекали Бога и все норовили вернуться в Египет. Им не нужна была слава Божья. Ее «в карман не положишь». Ею не утолишь голод и жажду.

Сыны Илия превратили жилище славы Божьей в бордель (1 Цар. 2:22).

В дни Иезекииля евреи своими гнусностями “изгоняли” Бога из Его жилища (Иез. 8:6).

В период вавилонского плена народ Божий бесславил Своего Бога своим униженным положением.

Когда же явилась воплощенная Шекина (Иисус Христос), ее отвергли и казнили самой позорной смертью того времени. Затем славу Божью, пребывающую в Церкви, преследовали. Многие верующие стыдились и стыдятся униженной Божьей славы, стараясь украсить «крестный позор» витражами, позолотой, мирским блеском. Но, что хуже всего, христиане “преуспели” в бесславии Бога своими грехами. Ради наслаждений и удовлетворения своих похотей, злоупотребляя благодатью Божьей, они творят различного рода аморальность. Вот почему у неверующих нет недостатка в «материале хуления Бога». Миллионы номинальных христиан регулярно снабжают этим “материалом” все нехристианские каналы СМИ.

Петр призывал христиан к тому, чтобы их жизнью Бог прославлялся, а не хулился (1 Петр. 4:14-15). Павел, рекомендуя коринфским верующим своих посланников, называет их “славой Христовой” (2 Кор. 8:23) – т.е. через них прославлялся Господь. Когда же спасенные бесславят своего Спасителя, теряется смысл самого спасения. Ведь не достигается главная цель искупления – прославление Бога.

Если христиане бесславят Христа – это повод для плача и сокрушения (1 Кор. 5:2). И вообще, зачем носить имя Того, Кого Ты позоришь? Лучше вообще не называться именем Христа, чем, нося его, позорить. Если нам не жаль этого святого имени, то Богу его жаль.

К счастью, всегда были люди, которые ценили Божью славу и были готовы за нее пожертвовать всем. Ярким примером этому является Моисей (Исх. 33:18). Он ценил Божью славу по двум причинам: 1) С ней Израиль был “славнее всякого народа на земле” (Исх. 33:16). 2) В самой Божьей славе есть большая притягательная красота.

Обратите внимание, как много в этом мире кумиров – актеров, спортсменов, политиков, кинорежиссеров и т.д. Когда люди являют свою славу – делают что-то экстраординарное, первоклассное, – это привлекает других, образует сонм поклонников. Люди мечтают увидеть своих кумиров, взять автограф, сказать им пару слов, побыть под сенью их славы. Они следят за их жизнью, буквально живут своими кумирами. Является ли для нас «кумиром» (объектом восхищения) наш Бог? Моисею открылась красота Божьей славы. Она увлекла его. Он находился восемьдесят дней (два раза по сорок дней) в облаке Божьей славы без воды и пищи (Втор. 9:9, 18). Эта слава поддерживала Его бренное тело. Она стала его жизнью, хлебом и водой.

Иисус Навин также “не отходил” от палатки Моисеевой, где пребывала Божья Слава (Исх. 33:10-11). Давид писал: “Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей” (Пс. 25:8).

В период Церкви Бог не часто являет Свою славу видимым, сверхъестественным образом. Цель сокрытой Божьей славы – научить нас созерцать Его славу духовными очами через молитву и Божье Слово и отображать ее через уподобление Христу.

Для многих христиан не открылась красота Божьей славы. Мы понимаем великую ценность Христа, спасения и Его жертвы. Мы осознаем, что «должны ответить Богу любовью», хотя понимаем, что никогда “не ответим” в полной мере. Смотря на распятого Христа, мы ощущаем свою греховность, муки совести, терзания вины. Мы постоянно упрекаем себя за то, что не можем жить лишь для Него, любить лишь Его. Поэтому христианская жизнь сделалась для многих тяжелым бременем (о чем свидетельствуют унылые, безрадостные лица). Другие же, отбросив терзания совести и уповая на полное Божье прощение, предпочитают “радостное греховное христианство”, не понимая, что этим бесславят Бога.

Проблема в том, что многие пропускают важные слова Павла, записанные в 2 Кор. 3:18 – “Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа”. Мы забыли о важнейшей мотивации – красоте Божьей славы, пленяющей сердца. Мы свели любовь к долгу, к «жертвенным делам», которые на практике выражаются лишь в кодексе христианских принципов и правил. Мы не чувствуем внутри себя движущей силы и считаем это нормальным. Но Иисус Навин, Давид, Самуил, Анна (пророчица) и многие другие были влекомы красотой Господа. Служение Ему доставляло им (пусть и не всегда, но чаще всего) наслаждение, радость.

К сожалению, концепция “красоты” недооценивается многими богословами. Но послушайте Давида: “Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать КРАСОТУ Господню и посещать храм Его” (Пс. 26:4). Есть ли в этих словах хотя бы намек на «жертвенную любовь?» Речь идет о глубоком желании (“одного прошу”), а не о долге или жертве. Давиду открылась красота Божьей славы, и он был увлечен ею. Джонатан Эдвардс писал: “Самое веское основание для любви к Богу — это величайшая красота Его сущности”. Обратите внимание: не долг, не обязанность, не требование “чем-то Богу воздать”, но откровение Его славы в нашем духе.

Влечение славы дает силы для радикальной жизни. Благодаря славе, такая радикальная жизнь не становится слишком обременительной. Этот принцип мы замечаем во многих сферах различных достижений. Разумеется, много нужно дисциплины, силы воли и усилий, чтобы научиться, например, игре на пианино. Но если вы равнодушны к музыке, радикальный график (4 часа игры в день) приведет лишь к тому, что вы возненавидите занятие (что и случается со многими детьми). К подобным результатам в христианской жизни приводит акцент лишь на долге и чувстве вины. Люди начинают в душе ненавидеть Бога. Это пережил когда-то Мартин Лютер. Представьте себе пожарника, который спас вам жизнь, но затем каждый день говорит вам: “А что ты сделал для меня? Как отблагодаришь?” И совсем другая ситуация, если ваш спаситель говорит вам: “Хочешь быть таким, как я? Хочешь спасать других людей?”

Церкви привыкли представлять людям такого Христа, Который, показывая Свои пронзенные руки, постоянно твердит «мало, мало, мало» – «мало служишь Мне», «мало Меня любишь», «мало проповедуешь» и т.д. Совсем другой подход мы видим в жизни Павла. Он был увлечен личностью Христа (Фил. 3:8-10), и это была главная причина, почему он не дорожил своей жизнью и готов был на все ради Спасителя (Деян. 20:24; 21:13). Павел “преображался из славы в славу”.

Когда мы размышляем – молитвенно и пребывая в Слове – над характером Христа, Его качествами, когда Он становится нашим “кумиром”, мы обретаем сильнейшую мотивацию следовать за Ним, уподобляться Ему. Христианская жизнь становится не столь тяжелой и обременительной, если нас увлекает красота Божьей славы.

Божья слава в нашей жизни

Слава Божья приходит туда, где ее ждут, и где люди готовы ее принять. Библия содержит несколько условий явления Божьей славы:

1) Отделение от греховного мира. Когда Израиль согрешил (сделал золотого тельца), Моисей поставил свою палатку (скинию) вне стана. Он знал, что слава Божья не придет в лагерь оскверненного народа. И действительно, слава Божья приходила к нему, к его палатке, которая находилась вне стана (Исх. 33:7-10). Разумеется, мы должны быть дружелюбными по отношению к неверующим, но мы не должны быть друзьями тем, кто попирает Божью славу (2 Кор. 6:14-18).

2) Состояние смерти. В Лев 9:6 Моисей объяснил, что для появления славы Божьей необходим обряд очищения Аарона и его сыновей. А это было возможно лишь через смерть животных. Слава Божья является лишь туда, где есть смерть. Известный христианский автор Томми Тинни писал: “Только мертвые могут увидеть Его лицо”. И действительно, мы умерли со Христом для греха (Рим. 6:2) и сейчас мертвы (Кол. 3:3). Наша жизнь должна пребывать не в нас самих, но быть “сокрытой во Христе”, если мы хотим, чтобы Божья слава проявлялась в нас. Также Павел утверждает: “Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли”. И далее: “Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего” (2 Кор. 5:14-15). Павел открывает нам принцип: “Мы всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем (2 Кор. 4:10). Другими словами: чем больше мы умираем для себя и греха, тем больше в нас проявляется Божья слава.

3) Страдания. Как ни странно, но страдания играют важную роль в достижении славы Богу и нам. Страдания Иова принесли Господу великую славу и прославили самого Иова. Павел прямо говорит: “Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу” (2 Кор. 4:17). И предупреждает: “Если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться” (Рим. 8:17).

Заключение

Несмотря на все проблемы в церквях и жизни отдельных верующих, христианская община является главным местом, где пребывает Христос и Его слава (Мф. 18:20). Мы – носители этой славы. Носители невзрачные, слабые – “глиняные сосуды” (2 Кор. 4:7). Вместо того чтобы являть миру великие знамения на небе и земле, вместо столпов огненных или облачных, Бог в Своей мудрости постановил, чтобы в период Церкви слава Его проявлялась в основном через обновленную жизнь последователей Его Сына. И перед каждым из нас стоит важный выбор: потрачу ли я жизнь на достижения своей славы или на отображение славы Господа (Ин. 5:44).

Голос Истины Геннадий Нефедов