Иосафат - благочестивый царь, который шел на компромиссы

Хотя в книге Царств об Иосафате говорится не очень много, его жизни посвящен большой отрывок из 2 книги Паралипоменон – целых четыре главы (17-20), т.е. 101 стих. В 2 Пар. его жизни уделено больше внимания, чем любому другому царю периода разделенного царства (за исключением Езекии – 116 стихов). Если сравнить с описанием жизни Соломона, которому посвящен 201 стих, то количество стихов, посвященных Иосафату, будет составлять почти половину. Другими словами, в 2 Пар. жизнеописание Иосафата занимает 11% текста, посвященного всем иудейским царям от Соломона до Седекии (всего 21 царь).

Когда Аса умер, “воцарился Иосафат, сын его, вместо него; и укрепился он против Израильтян” (2 Пар. 17:1). Иосафат стал продолжателем традиции военного противостояния между Иудеей и Израилем, которая сохранялась уже длительное время. На протяжении правления трех предыдущих иудейских царей, т.е. в течение 55 лет, начиная с момента разделения царства (931 г. до Р.Х.), Иуда и Израиль были, как говорится, “на ножах”. Царствования Ровоама (2 Пар. 12:15), Авии (2 Пар. 13:2) и Асы (2 Пар. 16:1-6) характеризовались постоянными военными стычками с Израилем (Северным царством). Иосафат также начал свое царствование с позиции враждебности и активных оборонительных действий. Начало его правления было во многом обещающим и с духовной точки зрения (2 Пар. 17:3-6). Он инициировал большую “миссионерскую активность” – начал учить народ Божий закону Божьему под управлением пяти князей, девяти левитов и двух священников (2 Пар. 17:7-9).

Божья оценка Иосафата:

  • Один из (всего лишь) восьми благочестивых царей Иудеи.
  • Один из (всего лишь) трех благочестивых царей, которые сравниваются с Давидом (2 Пар. 17:3).
  • Ходил путями Давида (2 Пар. 17:3-4).
  • С удовольствием ходил Божьими путями (2 Пар. 17:6).
  • Назначил лидеров по всей Иудее, чтобы учили народ Божьему закону (2 Пар. 17:7-9).
  • Вернул иудейский народ к поклонению Господу Богу (2 Пар. 19:4).
  • Назначал по всей Иудее судей, строго требуя от них, чтобы выполняли свои обязанности честно, в страхе Господнем (2 Пар. 19:5-11).
  • Сам положил в сердце своем искать Господа в тяжелые времена и видел в Нем избавителя Иудеи (2 Пар. 20:1-30).
  • Ходил путями отца своего Асы, делая угодное в очах Господа (2 Пар. 20:31-32).

Ошибки Иосафата, которые имели губительные последствия

  • Заключил союз с Ахавом, женив своего сына Иорама на Гофолии, дочери Ахава (2 Пар. 18:1).
  • Заключил союз с Ахавом в войне против Сирии, из-за чего чуть не лишился жизни (2 Пар. 18:2).
  • Заключил союз с Охозией, сыном Ахава, ради торгового предприятия, однако Бог погубил их флот (2 Пар. 20:35-37; 3 Цар. 22:48-49). Складывается впечатление, что Иосафат увидел в кораблекрушениях действие Провидения и не захотел более участвовать в этом проекте с Охозией.
  • Заключил союз с Иорамом, сыном Охозии, для войны с моавитянами (4 Цар. 3:6). Но даже в этом случае Елисей с уважением отнесся к Иосафату (4 Цар. 3:14).

Рассуждения и ценности Иосафата

Есть только два текста, которые ясно показывают рассуждения и ценности Иосафата, объясняющие его союзы с нечестивым родом Ахава: “Как ты, так и я, как твой народ, так и мой народ” (4 Цар. 3:7; 2 Пар. 18:3). Очевидно, что Иосафат ценил политику доброжелательства и политического (внешнего) единства – пусть даже в ущерб искренности веры и объективной истины.

Последствия ошибок Иосафата

Союз с Ахавом и родство с ним (сын Иосафата Иорам женился на Гофолии, дочери Ахава и Иезавели) имел далеко идущие последствия:

  • Вовлечение в военную компанию, которая чуть не стоила Иосафату жизни (2 Пар. 18:31).
  • Союз с Охозией, сыном Ахава (Охозия теперь был шурином Иораму, сыну Иосафата); совместное коммерческое предприятие, окончившееся неудачей (2 Пар. 29:35-37).
  • Союз с Иорамом, другим сыном Ахава (который также приходился шурином сыну Иосафата), ради военной компании против моавитян (4 Цар. 3).
  • Родство с домом Ахава имело весьма негативное влияние на Иорама, сына Иосафата (2 Пар. 21:6; 4 Цар. 8:16-18).
  • Родство с домом Ахава имело весьма негативное и продолжительное  влияние на Охозию, внука Иосафата (2 Пар. 22:3-4).
  • В итоге Охозия попал под меч Божьего суда над домом Ахава – погиб от руки Ииуя (2 Пар. 22:7).
  • В итоге была уничтожена почти вся династия Давида, когда Гофолия после смерти своего сына Охозии захватила трон и попыталась убить всех возможных претендентов на трон Давида (2 Пар. 22:10).
  • В итоге Божий народ в Иудее попал под длительное нечестивое влияние дома Ахава. К тому времени, как в Иудее воцарился Иоас, в стране уже существовал храм Ваалу (2 Пар. 23:17).

Упрек Бога в адрес Иосафата

Бог упрекнул Иосафата через пророка Ииуя (2 Пар. 19:1-3). Слова пророка несли в себе как наставление, так и предупреждение об опустошительных последствиях. Они содержат три элемента, на которые Иосафат должен был обратить внимание и серьезно взвесить:

  • Бог упрекнул его за то, что он помогает нечестивым и любит тех, кто ненавидит Его, Господа.
  • Гнев Божий возгорится на Иосафата за его нечестивый союз с врагами Бога.
  • Несмотря на величайшую ошибку Иосафата, Бог все равно нашел в нем много доброго – он праведно царствовал и сердцем искал Господа.

Но разве мог быть полностью искренним в своих праведных делах человек, шедший на такие невероятные компромиссы с нечестивыми? Да! Посмотрите, какое после упрека (из уст пророка) следует описание дел Иосафата (2 Пар. 19:4) – хотя позднее он заключил еще два нечестивых союза: с Иорамом и Охозией.

Уроки жизни Иосафата

Упрек Иосафату (2 Пар. 19:2-3) содержит замечательное применение и в наши дни. Тот факт, что этот царь был праведным, благочестивым, искренним и успешным, не означает, что…

  • все его поступки были правильными;
  • его нельзя упрекать и следует игнорировать все его ошибки (потому что он “такой хороший и искренний”);
  • что Бог никогда не гневается на “хорошего и искреннего человека” (даже если мы и не видим пока проявлений этого гнева);
  • что плохие поступки человека всегда аннулируют то доброе, хорошее и благочестивое, что есть в его характере и поступках.

Грустное наследие Иосафата

Люди пожинают ошибки других даже после их смерти – как добрые семена, так и ядовитые, губительные. Сын Иосафата Иорам женился на Гофолии, дочери Ахава и Иезавели. Гофолия была “достойной дочерью” своих нечестивых родителей и негативно влияла на своего мужа. Первое, что сделал Иорам, воцарившись на трон в 32-летнем возрасте, – умертвил всех своих братьев (2 Пар. 21:1-4). Вместо того чтобы следовать путями своего благочестивого отца Иосафата, Иорам усвоил стиль жизни своего тестя Ахава (2 Пар. 21:11). Его восьмилетнее царствование оказалось опустошительным в политическом, военном и духовном смысле (2 Пар. 21:8-17). И конец его был бесславным (2 Пар. 21:18-20).

Царствование Охозии, сына Иорама (внука Иосафата), было не намного лучшим. Сын Гофолии и внук Ахава и Иезавели, Охозия также унаследовал стиль жизни нечестивого дома Ахава (2 Пар. 22:3-4). Поэтому не прошло и года, как Охозия попал под карающий меч Божьего суда и был умерщвлен Ииуем, царем Израильским (2 Пар. 22:5-9). Смерть мужа и затем сына побудила Гофолию держаться за трон любой ценой. Она приступила к реализации плана уничтожения всех потенциальных претендентов на трон Давида – что, конечно же, означало убийство и своих собственных детей и внуков (2 Пар. 22:10).

Все это произошло в 841 году (до Р.Х.), через девять лет после смерти Иосафата. К таким  катастрофическим последствиям привели нечестивые союзы Иосафата. Краткий итог этому подводит Юджин Меррил:

“841 год (до Р.Х.) – весьма значительная дата в ветхозаветной истории. Она знаменовала завершение царствования израильского царя Иорама и двух иудейских царей Иорама и Охозии; и также – начало царствования Ииуя, основателя самой длинной династии в истории Северного царства (841-753). Более того, именно в 841 году из-за убийства Охозии Ииуем чуть не прервалась мессианская династия Давида – висела, буквально, на волоске. Божьим провидением был спасен крохотный сын Охозии, благодаря чему была сохранена династия Давида (и не прервалась родословная линия Мессии)”.

Все эти трагичные события стали результатом того, что один благочестивый царь постоянно шел на нечестивые компромиссы во имя единства и добрых отношений.


Голос Истины по материалам Proclaim and Defend