Загадочная история о Валааме и его ослице

Если эта история вам кажется загадочной, то вы не одиноки. Еще до того как мы дойдём до встречи с говорящими животными, возникает вопрос: почему волхв говорит к Богу и слушает Его? Разве не само собой разумеется, что волхвы де факто заодно с вражеской стороной? Почему Бог появляется, чтоб изменить его мысли о том, следует ли идти Вааламу или нет? И не один раз, а четырежды? Почему этот человек, который, казалось бы, намеревается быть послушным Богу, изображен как отрицательный персонаж, даже в Новом Завете (2 Пет. 2:15, Иуд. 1:11)?

У этой истории есть удивительные части — Валаам завершает свою речь, провозглашая серьезное мощное пророчество. Главы 22-25 книги Чисел наполнены удивительными загадками Торы, которые только и ждут, чтобы их распутали.

История Валаама

Народ Израиля, превозмогая усталость, преодолевает трудный путь из Египта и все ближе подходит к Обетованной Земле. Они очень вежливо просят о прохождении через владения идумеев, а потом аморреев, но в обоих случаях им отказывают, а затем их атакуют. Невзирая на это, израильтяне защищаются и побеждают, после чего захватывают территорию. И вот, непреднамеренно овладев территорией идумеев и аморреев, народ Израиля продвигается дальше. Царь Моава, Валак, сын Сепфоров, видит, что они приближаются к нему, и паникует. Он думает, что знает, что может сработать в этом случае… есть один волшебник по имени Валаам, который в близких отношениях с богами… возможно, он может прийти и проклясть израильтян? Валак посылает своих самых высокопоставленных людей с баснословной суммой в подарок, чтоб узнать, готов ли Валаам к такому вызову. И вот здесь история начинает запутываться.

Валаам — всем известный колдун, а колдовство запрещено Богом. Тем не менее, создается впечатление, что он вполне уверен, что слышит Бога, и хотел бы сделать то, что скажет Бог. И Бог говорит Валааму не идти, потому что народ Израиля предназначен для благословения, а не для проклятия. Так что Валаам слушается — отказывается идти к Валаку, и заверяет его людей, что деньги его не интересуют.

Хотя, может быть, и интересуют.

Когда Валак снова посылает еще более высокопоставленный людей с еще более заманчивым предложением, создается впечатление, что уловка удалась, ведь Валаам опять приходит к Богу, чтобы проверить ответ: Ты правда уверен, что я не могу пойти с ними? И, что странно, по-видимому Бог смягчился. Он дает Валааму разрешение идти, но говорить только то, что Он сказал ему. Так что Валаам отправляется в путь с разрешением. Но потом он остановлен на пути никем иным, как Ангелом Господа, и его ослица отказывается сдвинуться с места и даже объясняет почему. Словами. Вся эта ситуация явно выходит за рамки обычного и действительно должна бы предостеречь всех заинтересованных лиц. Если вы на самом деле хотите знать, что думает Бог о таких начинаниях, то вот вам ответ.

Валаам говорит: “Ну если Ты не хочешь, чтобы я шел, я не пойду”, но Бог как-то странно и противоречиво дает ему разрешение продолжать. Что же это? Что Бог имеет в виду: идти ему или не идти?

Валаам встречается с Валаком, но не может произнести проклятье на Израиль, и вместо этого благословляет его три раза подряд, к тому же удивительными благословениями.

Есть над чем поломать голову

Ключом к разгадке этой саги будет стих Чис. 23:19:

“Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?”

С одной стороны, казалось бы, Бог изменил своё мнение (несколько раз подряд), но с другой стороны, если посмотреть, что же говорил Бог с самого начала, то мы увидим, что Он был последователен до конца.

В самом начале слова Бога к Валааму были такими:

“Не ходи с ними, не проклинай народа сего, ибо он благословен.” (Чис. 22:12)

Таково первоначальное утверждение Бога: народ Израиля не предназначен для проклятия, но для благословения. Бог намеревается защищать Израиль от проклятий и всякого колдовства, и сделает все, чтоб они были благословенны. Таково Его постановление и Он не отступится. Ни разу мы не видим, чтобы Он колебался или был не в состоянии сделать это. Он охраняет Израиль от проклятий и злонамеренных провозглашений, и сохраняет их благословения, и ограждает их во все времена. Он сказал это, пообещал и убедился, чтобы всё было сделано согласно Его слову.

И ВСЁ ЖЕ. Все же… есть вопрос свободы воли. Потому-то Валаам и мотался туда-сюда. Бог открыл Свое сердце, Свои намерения и Свою волю Валааму, но всё же Он дает ему разрешение и свободу поступать против Его воли.

Пока всё хорошо. Ну а как же ослица, которую задержал ангел? Правильно ли было для Валаама продолжать путь или нет? А как же уступки Валаама и предложения вернуться?

Я думаю, Бог показывает не только Валааму, но и читателю (нам с вами), чего Он ожидает в этой ситуации, и что думает по этому поводу. Он не в восторге. Валаам всё понимает, понимает, что надо вернуться, но на самом деле не хочет этого делать. В этом все и дело.

Наши желания чрезвычайно важны для Бога

Бог не будет нарушать нашу свободу, и Он примет во внимание наш выбор. Но у Него есть желания, предпочтения, чувства и цели, и Он поделится ими с нами и предложит нам присоединиться к Нему. Но не будет давить на нас. Он дает нам позволение идти нашей собственной дорогой и поступать так, как мы считаем нужным, но будьте уверены, ничто не помешает исполнению первоначальных мыслей, планов и целей Бога.

Желание Валаама пойти за вознаграждением было принято, но в конечном счете народ Израиля был благословлен, а не проклят, точно так, как сказал Бог в самом начале. Бог создает возможности для наших выборов, но Он не позволит нам попирать Его всеобъемлющие цели. Даже история Измаила и Исаака показывает нам, что Бог в любом случае сделает именно то, что Он намеревался сделать в самом начале. Он не отошел от намеченного пути. Он упорно трудится над планом А.

Валаам сделал вид, что послушался и подчинился, но его действия показывают, что на самом деле его не сильно-то заботит откровение Божьего сердца. Он не на Божьей стороне. Бог открыл ему, что Он думает и чувствует, но Валаам не разделяет Божьего отношения к народу Израиля. Ему важнее наличные деньги. Его интересует воля Бога лишь на словах, он не хочет вернуться назад. Его не заботит судьба Израиля.

Эта история показывает нам необыкновенное взаимодействие между Божьим суверенитетом и нашей свободной волей во вселенной.

Если бы Валаам с самого начала правильно принял то, что Бог говорил ему (Я люблю Израиль, и Я хочу защищать их и дать им только хорошее), тогда ему бы не пришлось второй раз проверять, хорошо ли пойти и проклясть их. Такие мелочные дебаты “идти / не идти” смехотворны, если мы послушаем первоначальное Божье заявление. Валаам ожидал разрешения от Бога, но Богу не нужно ворчливое послушание, Он хочет, чтобы мы согласились и соединились с Его волей.

В определенных ситуациях, принимая решения и узнавая Божью волю, мы можем чувствовать напряжение, но часто цели Бога и Его сердце нам уже известны. Действительно ли мы уделяем внимание тому, что Он уже сказал? Пока мы окончательно не запутаемся, определяя что “делать”, а что “не делать”, может быть нам следует приложить все усилия и узнать, о чём заботится Бог?

Несмотря на всю Божью защиту Израиля от сверхъестественного зла, Валаам показал Царю Моава, как он может хитростью ввести народ Израиля в идолопоклонство (Чис. 31:16), и это привело к проблеме, потому что Бог и в этом случае для Израиля не отменил свободную волю. Все же, из уст Валаама прозвучали некоторые удивительные заявления, и чудо изменённого проклятия было отмечено в истории как чудо и знак Божьего величайшего благословения (Нав. 13, 24, Неем. 13).

Наша свобода делать выбор дорого обходится Богу. Свобода — дорогостоящая вещь, это вам скажет любой ветеран. Она стоила Богу жизни Его единородного Сына, нашего Мессии Иешуа. Но без свободы нет любви. В своей любви Бог не будет отменять нашу свободу, и Он позволит нам сделать неверный выбор. Это цена, которую Он согласен платить. Но желание Его сердца в том, чтобы мы свободно согласились с Его волей, чтобы наши сердца возрастали в единстве с Его сердцем.

“Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце мое в страхе имени Твоего.” (Пс. 85:11)

Божьи цели для Израиля преобладают над всем

Бог имел намерение хранить Израиль не только потому, что Он любил их (хотя и сейчас Он и любит их очень сильно), но также потому, что именно благодаря Израилю Он пришел на землю как Мессия и совершил спасение для всех — как для евреев, так и для язычников. Валаам невольно провозглашает эти Мессианские пророчества:

“Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят!” (Чис. 24:9)

“Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля… ” (Чис. 24:17)

Мессия, который должен был прийти, был семенем из народа Израиля, так ревностно охраняемого Богом. Параллель с благословением Иакова для Иуды безошибочна. Мы часто используем эту историю, чтоб рассказать, что Бог может использовать кого угодно для провозглашения Своего слова, даже осла! Но мы видим также, что Он использовал и продажного волхва Валаама, — что само по себе огромное чудо, — и известный своей жестоковыйностью народ Израиля.

Бог совершит все свои цели для Израиля и для мира, и Он не будет ни на кого оказывать давление против его воли. Но Он бы хотел разделить с нами то, что у Него на сердце, и приглашает нас присоединиться к Нему в Его делах на этой земле. Работа над Божьими обетованиями Аврааму продолжается, и Израиль вернется к своему избавителю, что бы над ним ни провозглашали — благословения или проклятия. Бог сделал выбор совершать Свои дела через Израиль, и Он — не тот, кто использует людей, а потом отказывается от них, — Его любовь и забота об Израиле продолжается до сего дня. Каждое слово установленных Богом планов и целей для Израиля сбудется, именно так, как Он и сказал.


Источник: Oneforisrael.org
Перевод: Светлана Брун \ Ieshua.org