Как вы можете жить без секса?

Хотя наше общество сделало возможным начало человеческой жизни без секса, ощущение невозможности наслаждаться человеческой жизнью без секса становится всё сильнее и сильнее.

Основная идея Голливудских комедий «40-летний девственник» и «40 дней и ночей» демонстрирует это: первая комедия является историей мужчины, отчаянно пытающегося заняться сексом в первый раз, во второй комедии другой мужчина пытается продержаться всего 40 дней и ночей без секса. Для очень многих людей в нашем сегодняшнем мире призывать людей к более, чем 40 дням и ночам без секса, или более, чем к 40 годам — потенциально, фактически, к целой жизни без него — звучит абсолютно невозможно, даже комично.

Однако, это Божий ясный призыв к каждому христианину, который остаётся не в браке — включая таких не совсем 40-летних девственников, как я. Жалость, с которой в результате я встречаюсь (и которую могу ощущать), часто ошеломляет. Иногда звучат намёки, что я не совсем человек только потому, что мне всё ещё предстоит пережить такое основное человеческое право как право на сексуальное сношение.

Однако, как замечает Томас Шмидт: «Это всего лишь отклонение нашего собственного жалкого поколения: приравнивать отсутствие сексуального удовлетворения к отсутствию полноты личности, к отказу от собственной сущности или к лишению радости».

У предыдущих поколений отношение к воздержанию было иным. Целеустремлённые холостяки, составлявшие костяк большинства Британских учреждений, и посвящённые незамужние женщины, посвящавшие свои жизни заботе о престарелых родственниках, раньше были предметом восхищения, а не жалости. Но такой стиль жизни сейчас подвергается насмешкам, его избегают. Разговоры о безбрачии или целомудрии вызывают усмешки, которые раньше вызывали разговоры о сексе. Кристофер Эш спрашивает: «Когда мы последний раз видели успешный фильм, изображавший довольного жизнью холостяка или незамужнюю женщину?» Я никогда не видел.

И, что трагично, церковь стала так же озабочена сексом, как и окружающее её общество.

Точно так же, как мир превратил секс в идола почти в любом контексте, церковь часто превращала его в идола в контексте брака. Некоторые верующие торопятся вступить в брак вскоре после того, как им исполнится 20 лет, чтобы иметь возможность заниматься сексом. Опасность, конечно же, заключается в том, что они обнаруживают: плотское желание — это практически всё, что они испытывают к личности, которой теперь они посвящены на всю жизнь. Ранние браки превратились в панацею для христиан, сражающихся с сексуальными искушениями, и слишком многие оказываются в шоке от того, что искушение по-прежнему остаётся после их возвращения из свадебного путешествия.

Исправление курса

В ответ на это церковь должна игнорировать насмешки и начать реабилитацию концепций воздержания (или безбрачия) и целомудрия (или сексуального самоконтроля). Нам нужно подчёркивать преимущества безбрачной жизни для некоторых и поощрять целомудрие для всех.

Или, говоря иначе, нам нужно снова начать читать наши Библии.

Очень сложно представить более положительное отношение Писаний к жизни безбрачия. Центральный персонаж Писаний, Иисус Христос, был неженат, и при этом Он считается единственным совершенным человеком. В Иисусе вы видите жизнь в полноте — и Он прожил человеческую жизнь без секса.

Затем, конечно же, есть пример и учение Апостола Павла. Удалось бы ему совершить его миссионерские путешествия, если бы у него была жена, о которой ему нужно было бы заботиться? Удалось бы ему быть таким эффективным пастором и наставником для молодых лидеров церкви, если бы у него была его собственная семья? В 7-й главе 1-го Послания к Коринфянам он чётко излагает уникальные Евангельские преимущества безбрачной жизни, и нам пора начинать поощрять подобное мышление в наших церквях сегодня.

В том, что касается предмета целомудрия, нам необходимо прислушиваться и к Иисусу, и к Павлу. Невозможно более ясно выразить высокий стандарт сексуального самоконтроля, установленный Иисусом в 5-й главе Евангелия от Матфея. Павел вновь и вновь вдохновляет следовать этому стандарту церкви в тех городах, где целомудрие ценилось очень низко, подобно большинству городов сегодня. Все христиане должны проявлять сексуальный самоконтроль. Важность этого — как в браке так и вне брака — должна подчёркиваться в мире, в котором нас обычно поощряют следовать за своими желаниями.

Сексуальность и самоконтроль

Нам также необходимо напоминать самим себе, что мы можем ценить нашу сексуальность посредством нашего самоконтроля так же сильно, как посредством полового сношения. Любовь выражается не только в сексе, который у человека был, но также в сексе, которого у человека не было. Это верно для замужней женщины, которая отказывает домогательствам коллеги во время деловой поездки — по причине любви к Богу и к своему мужу. Это верно для женщины, испытывающей влечение к другой женщине, когда она перестаёт спать с ней после того, как стала христианкой — по причине своей новой любви к Иисусу. Это также верно для мужчины, который испытывает влечение к другим мужчинам, и который остаётся девственником до своей смерти — также по причине любви к Богу.

И, что достаточно удивительно, сила наших сексуальных чувств может цениться больше всего тогда, когда их переживание наиболее болезненно. Как Джон Пайпер напоминает нам: «Главная причина (не единственная), почему мы сексуальны — в том, чтобы сделать Бога более глубоко познаваемым. Язык и образы сексуальности являются самыми выразительными и самыми сильными, так что Библия использует их для описания взаимоотношений между Богом и его людьми — как в позитивном контексте (когда мы верны), так и в негативном (когда мы неверны)». Это страстная любовь Бога к Его людям — страстная настолько, что она описывается сексуальными терминами — записана в таких отрывках, как 16-я глава Иезекииля, которая наиболее глубоко передаёт Божью любовь ко мне.

Поэтому жизнь без секса для христианина никогда не должна включать в себя нездоровое подавление сексуальности или отречение от неё: любые попытки вести себя так, словно сексуальности не существует. Сексуальность — это данный Богом дар, который нужно ценить и выражать теми способами, которые Он изложил. Это будет означать много секса для одних людей и совсем никакого секса для других: и тот и другой вариант позволяют ценить невообразимое богатство того, что значить быть человеческим существом, созданным по образу Божьему.

Интимность без секса

Но разве отсутствие секса не обязывает к одинокой жизни воздержания без партнёра и детей, с которыми вы можете разделить себя? Все человеческие существа жаждут интимных, полных самоотдачи взаимоотношений с другими, и может показаться, что жизнь без секса отказывает в удовлетворении этой базовой нужды.

Такое мышление, слишком сильно распространённое в церквях, где внимание может уделяться только полноценным семьям, не соответствует Писаниям. В наших Библиях самое главное в дружеских отношениях — это полная открытость и самопожертвование (посмотрите на пример Давида и Ионафана и на книгу Притчей), и центральной точкой фокуса Нового Завета является церковная семья, а не среднестатистические мама, папа и двое с половиной детей. Слова, которые пишет Тим Честер, являются провокационными, но верными: «Недавно я шокировал одного человека, попросив его назвать один случай, когда бы Иисус положительно говорил о семьях. Каждый раз, когда Иисус говорит о семьях, Он рассматривает их как конкурентов в отношении верности Ему и Его общине». Прочитайте конец 12-й главы от Матфея, если вы не верите Тиму.

Поэтому отказ человека от секса не обрекает его или её на жизнь без интимности, наполненную одиночеством. Одиночество никогда не будет полностью отсутствовать (оно не отсутствует в большинстве успешных браков и полноценных семей), но интимность может присутствовать в близких дружеских взаимоотношениях и в вашей церковной семье. Барри Данилак справедливо утверждает: «Христианское безбрачие не является отрицанием основного принципа Бытия, 2:18, говорящего, что нехорошо быть одному. Ни Иисус ни Павел как одинокие мужчины не были лишены взаимоотношений. Напротив, их взаимоотношения умножались как числом так и глубиной, благодаря свободе и гибкости, которые их безбрачие предоставляло им».

Как одинокий мужчина, возможно, я не наслаждаюсь сексуальной интимностью ни с кем, но я подозреваю, что я часто наслаждаюсь даже большей уместной интимностью с большим числом людей, чем мои женатые друзья — они иногда испытывают ещё больший дефицит интимности. Лорен Виннер метко цитирует дружеский комментарий: «Лежать в постели ночью рядом с кем-то, кому вы когда-то пообещали любовь, и знать, что не существует никакого способа убрать пропасть между вами… Это самое сокрушительное одиночество из всех».

В конце концов, возможно, всё не так уж плохо для меня, живущего жизнью без секса.


Автор: Эд Шоу / Thegospelcoalition.org
Перевод: Виталий Рогонский для Ieshua.org

Эд Шоу является пастором церкви Emmanuel City Centre в Бристоле, Англия, и частью редакторской команды в Living Out. Он любит свою семью и друзей, церковь и город, джин и тоник, музыку и книги. Он является автором книги «Однополая привлекательность и Церковь: Удивительная возможность безбрачной жизни».