Где взять денег на служение?

Когда речь идет о служении Богу, следует ли возложить на Него ответственность за обеспечение дела? Или стоит самому работать? Вопрос неоднозначный. Стоит ли служителю Божьему идти на светскую работу, или же быть на обеспечении церкви? Чтобы разобраться и найти баланс, мы собрали мнения служителей.


Иван Штукерт, пастор церкви «Божье Слово», (Бохум, Германия)


Часто мне говорят, с твоим то положением в обществе, с твоими то связями, с твоими-то возможностями в Германии уже бы давно что-нибудь замутил. Зачем тебе работать? Господь тебя запросто прокормит через Свои источники. Пиши посты, рекламируй своё служение, публикуй нужды, путешествуй по церквам и дело само пойдёт. Вам знакомо это? Мне знакомо.

Объясняю свою позицию по этому поводу. Я знаю, что это будет работать, так как многие люди за счёт этого метода именно так и живут. Гастролируй по церквам, пой и проповедуй, показывай картинки, собирай пожертвования. Таким образом, и деньги соберёшь, и попутешествуешь заодно! Классно! Почему бы так не жить?! Да! Так можно, но не для немца, а тем более для христианина. 

Я не против того, чтобы пасторы или служители получали поддержку или жили за счёт пожертвований. Зависит от масштаба служения и рода деятельности. В конечном итоге каждый отвечает за себя. Я же отвечаю за себя. 

Я работаю, зарабатываю себе финансы на жизнь и на служение, зарабатываю себе отпуска. На протяжении больше 10 лет занимаюсь миссионерством и насаждением церквей, а также организацией различных других проектов. За мое рабочее время, проведённое в служении за границей или в поместной церкви, я денег не беру, меня никто не оплачивает. Но на дело служения люди жертвуют. Это я очень ценю. Собравшиеся пожертвования для дела Божьего не использую для собственных нужд. Служение Богу и людям, что является прямой обязанностью каждого верующего, не считаю работой, за которую нужно получать гонорар или оплату. (Короткое время был на содержании церкви, но отказался, чему и рад). Считаю большим искушением тратить Божьи деньги на личные нужды, и делать то, к чему меня призывают многие пасторы и служители. У меня нет «комплекса принятия благословений», но и не осуждаю тех, кто так поступает. Примером в этом для меня является апостол Павел, великий миссионер и муж Божий, который призывал честно трудиться собственными руками, чтобы не иметь личной нужды и наоборот уделять нуждающимся. Таким образом, стараюсь собрать себе двойную награду от Господа. Наоборот же советую большинству служителям и всем христианам честно трудиться и не находиться на балансе церкви или государства. Если это возможно. Почему?

1.Нет денег - нет миссии. Найдётся спонсор, буду служить. Нет спонсора, значит, нет воли Божией. Так, к сожалению, мыслят многие. За что, собственно говоря, Господь должен дать человеку награду, если за проделанную работу он уже получает свою награду? Награда ждёт жертвенных и трудолюбивых людей!

2. Любая миссия зависит от экономического состояния страны. Есть деньги в стране, будут деньги на благотворительность и на дело Божье. Нет денег в стране, нужно постоянно просить их в других странах. Сильная экономика в стране - большие финансы для миссии. Таким образом, работая, я стараюсь развивать и экономику страны и миссию.

3. В церквах будет больше денег на добрые дела. Большой процент финансов церкви уходит на содержание здания и служителей. В церкви постоянная нехватка денег. Проекты стоят. Корову десять раз на день не подоишь. Поэтому главная тема членских собраний - это финансы.

4. Труд не позволяет развитию потребительского характера. Постоянное существование за счёт помощи и пожертвований развивает в человеке лень, зависть и потребительский характер. «Все мне должны». Зачастую люди даже обижаются на то, что государство урезало социальную помощь или какая-либо церковь «мало» пожертвовала на твоё дело.

5. Нужно развивать в себе предпринимательское мышление и способность. Бизнесмены лучшие менеджеры. Не думать, где бы мне достать денег? А как бы мне заработать денег? Тонкая грань проходит между просить и манипулировать чувствами людей. Это можно сделать пару раз, но не всю жизнь. Зарабатывание денег развивает твои таланты и способности, твою организованность, а также твой авторитет перед внешним миром. Люди очень высоко оценивают трудолюбивых и способных служителей.

6. Необходимо быть примером для паствы. Яблоко от яблони далеко не падает. Пастор или служитель устанавливает планку. Все пасторы мечтают о хорошем приходе финансов в церковь. Это зависит от финансового положения людей. Зависит от того, сколько зарабатывают люди. Нужно мотивировать людей заниматься предпринимательством, получать хорошее образование, продвигаться вверх на предприятиях, работать на хорошо оплачиваемых работах. Все это начинается не от слов, а от личного примера пастора.

7. Необходимо строить и развивать не просто какой-либо очередной бизнес, а бизнес для Бога, бизнес для благотворительности, бизнес для миссии. Господь заинтересован в том, чтобы христиане вкладывали и инвестировали финансы не только в банки, недвижимости или ценные бумаги, а в первую очередь в Его Царство. Бог благословляет добрые и благотворительные намерения людей.

8. Работающий (не в церкви) пастор это развитие даров и талантов членов церкви. Пастор, находящийся на содержании церкви, во многом препятствует развитию членов церкви, так как выполняет основную работу и ту, что другие должны делать. А также это хранит церковь от культа личности и незаменимости пастора.

9. Важно хранить себя от финансовых искушений и соблазнов. Легкие деньги быстро прилипают к рукам. Много махинаций и коррупций можно увидеть внутри церкви. Скандалы и разоблачения порочат имя христианина. Честный труд сохранит во многом служителя Божьего от этого.

10. Необходимо подумать и о своей пенсии. Рано или поздно люди стареют. Служители Божьи также не вечны. Старость должна быть хорошо обеспечена, тебе когда-то придётся жить за счёт твоей пенсии, а на твоё место придут молодые и сильные. Пожертвования в пенсионный фонд не набегают. Часто приходится видеть пожилых служителей бедствующими и бедными. Трудясь, ты накапливаешь твою пенсию и инвестируешь в твоё обеспечение в старости.

Во всех случаях труд красит человека! Больше всех людей, труд красит служителей и пастырей.


Протоиерей Андрей Ткачев, священник РПЦ


Наступило время (оно давно наступило), когда священник должен быть максимально независим от подаяний паствы. Паства наша – всякая: есть добрые и боголюбивые, и последний плащ желающие отдать, и последнюю сережку снять из ушей на украшение киота или на золочение куполов. А есть люди – вчерашние неверы, сегодняшние «веры» но с уточнением: такие хамские «веры», которые смотрят, кто на какой машине ездит, у кого сколько коронок золотых на зубах. Все высматривают и «носят» тебя на языке. У них нельзя брать денег, даже если дают.

А чтобы быть свободным от людей и в карман им не глядеть да в руку не заглядывать, чтобы не ждать ничего ни от кого, от богатых не брать, от бедных не ждать – нужно работать. И сегодня очень важно, чтобы священник параллельно с духовным имел образование светское –  юридическое, педагогическое, медицинское, или, служа в своем селе, имел бы пасеку, сад вишневый или яблочный, разводил бы рыб. Чтобы он трудился от рук своих или от ума своего и в карман к пастве не заглядывал. Чтобы он служил ради Христа Иисуса, а не ради хлеба куска, как это говорилось у св. Димитрия Ростовского. Вот тогда будет прекрасно.

С другой стороны, люди должны знать, что они обязаны содержать Церковь, люди обязаны быть кормильцами и поильцами служащих жертвеннику.


Игорь Голоскубов, пастор церкви «Христа Воскресшего», миссионер


Мы проводим много лагерей в год. Это не менее десяти по России и не менее десяти за границей (Африка, Монголия, Южная Корея, Азия). И география, где они проходят, расширяется, и частота их проведения, набирает обороты с каждым годом. Насчёт сбора денег. Фраза «как вам удаётся собирать деньги» не совсем точная в данном вопросе.

Так как мы не ставим практику сбора денег во главу угла, и не зависим от этого. Да, мы, разумеется, принимаем, и всегда готовы принять пожертвования, и делаем регулярные сборы в своей церкви на миссию. Но в результате это всегда капля в море. Поэтому важным принципом финансирования является личное участие каждого участника. То есть если ответить просто, в большей массе мы деньги не собираем, а зарабатываем и оплачиваем миссию сами. Все участники команд несут персональную финансовую ответственность и за свои собственные расходы, и разделяют расходы, связанные с проведением и организацией мероприятий. Вот почему мы учим в церкви и мотивируем зарабатывать деньги собственным руками или творческим и интеллектуальным трудом, в зависимости от даров и талантов. И быть готовыми самим оплачивать свои расходы. «Быть платёжеспособным» становится уже культурой нашей церкви.

Все пасторы нашей церкви либо работают, либо имеют своё собственное дело. Мы определили для себя, что это не совсем бизнес, мы это называем «шитьём палаток». Как мы видим это у апостола Павла. В Книге Деяний апостолов написано: «…и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток» (Деяния 18:3).

Будучи старшим пастором церкви, я на протяжении десяти лет работал в бюджетной сфере на нескольких работах, в том числе, занимая руководящие посты. На сегодня я – генеральный директор агентства по организации и проведению праздников. Уверен, что это достаточно устойчивый и надежный путь, когда участники миссии сами деньги зарабатывают, и сами их тратят на миссию. Поэтому могу определено Вам заявить, что у нас нет спонсоров. А миссионерский фонд формируется исключительно из наших же собственных средств, средств пожертвований прихожан нашей церкви и участников миссионерских программ.

Важно, когда сами участники миссии платят за миссию собственную цену, а не ждут, что кто-то заплатит за них. Отсюда, важность правильного выбора и получения профессии, которая будет помогать заработать деньги для проповеди Евангелия по всему миру, крайне актуальна.


Колонки - InVictory